29 марта 2024, пятница16:58

Общество

Беларусь, День Конституции. «Тунеядцы» на марше, автозаки и водометы наготове

16 марта 2017, 6:18

В День Конституции 15 марта Минск «украсили» автозаки и водометы (кстати, дорогие импортные машины). Власти готовились к «Маршу нетунеядцев» — очередной акции протеста против декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Этот марш, в отличие от прежних подобных акций, охвативших многие города Беларуси, был разрешен. В итоге он собрал более трех тысяч человек — не сказать что фантастически много, но не так уж и мало. Параллельно подобные акции несанкционированно прошли в Гродно (более семисот участников) и Могилеве (пятьсот с лишним).

Несмотря на День Конституции, без хапуна и сегодня не обошлось. Сообщают о жестких задержаниях людьми в штатском анархистов в Минске. По прикидкам, счет задержанных здесь идет на десятки. По информации правозащитников «Вясны», есть задержанные и в Могилеве.

Протест с остановкой на красный свет

Между тем сегодняшняя акция в столице мало того что была санкционирована, так еще и проходила очень дисциплинированно. Осторожность организаторов была видна невооруженным глазом. Да и вообще белорусы любят порядок. Показательна картинка, когда хвост колонны смиренно пережидал красный свет на пересечении Сурганова и Коласа.

Аналитики заговорили о конце квелой белорусской либерализации, которую отсчитывали от августа 2015 года, когда Лукашенко выпустил последних на тот момент политзаключенных, включая получившего наибольший срок (шесть лет) Николая Статкевича.Но уже очевидно, что силовики со всей страстью истосковавшихся душ восприняли указание Александра Лукашенко «как изюм из булки, повыковыривать этих провокаторов». В последние дни задержали более ста человек, часть из них наказаны административным арестом. Например, в Молодечно после марша посадили сразу трех лидеров правоцентристской коалиции — Анатолия ЛебедькоЮрася ГубаревичаВиталия Рымашевского.

Нынешние протесты быстро расползлись по стране, стали довольно массовыми и политизировались. В итоге наверху сочли угрозу достаточно серьезной, чтобы начать применение грубой силы.

При этом стараются «винтить» оппозиционных лидеров, активистов, журналистов, блогеров (все они в понимании дирижеров «зачистки» и есть провокаторы, разжигатели страстей и генераторы обидных лозунгов), но не трогать простых работяг, типичных представителей традиционного электората Лукашенко.

«Бояре» отдуваются за «царя»

Между тем акции продолжаются, простой народ высказывается на них еще более зло, чем оппозиционеры, а пакет требований к властям дополняется.

Резолюция сегодняшнего минского марша требует не только отменить декрет «о дармоедах» и вернуть гражданам незаконно взысканный сбор, но и освободить всех арестованных за протесты; остановить репрессии; принять новый экономический курс, ориентированный на создание эффективных рабочих мест; отменить контрактную систему; ликвидировать пороки пенсионной системы; провести честные и свободные выборы.

В Гродно сегодня чиновники предлагали части протестовавших поговорить под крышей. Призывы типа «пройдемте в актовый зал» стали звучать после того, как Лукашенко велел вертикали не прятаться от общения с недовольным народом.

Но пока диалог не клеится. Разве что в Могилеве депутат Палаты представителей Игорь Марзалюк был красноречив и резок в оценке декрета. Кстати, по его сведениям, готовятся новые поправки в документ, чтобы максимально сузить круг тех, кого он цепляет. 

В целом скепсис протестующих по поводу диалога с чиновниками на местах понятен. Вопросы, которые ребром ставятся на митингах: новый экономический курс, конкурентные выборы, наконец, категоричное «уходи!» — решаются не на уровне местных вертикальщиков.

Реверансы перед Европой

Так совпало, что как раз в эти дни в Минск зачастили (понятно, не специально, а по графику) европейские гости. И тему возобновления репрессий визитеры из демократических цитаделей Старого Света воленс-ноленс не могли обойти.

Накануне государственный министр МИД Германии по делам Европы Михаэль Рот заметил, что «в Беларуси не должно быть отката назад в плане демократии и прав человека». Сегодня тему задержаний обсуждал с белорусским руководством заместитель премьера и министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс.

Главе белорусской дипломатии Владимиру Макею пришлось топить неудобную тему в рассуждениях о долгом пути к демократии, а также кивать на угрозы белорусской стабильности: «Нам кажется, что эти акции пытаются использовать силы как внутри страны, так и извне».

Лукашенко же на встрече с Рейндерсом заявил: «Если бы вы внимательно посмотрели на Беларусь, то увидели бы здесь и права человека, и демократию, и порядок, и безопасность для людей».

При этом белорусский президент говорил о европейской интеграции не менее пламенно, чем некогда о «братской интеграции» с Россией. Заявил, что он «сторонник Европейского союза», и осудил «брекситы».

В общем, добавил изобличительной фактуры тем в Москве, кто твердит сейчас, что «батька изменил».

Санкции Брюссель так быстро не вернет

Интерес Минска к Европе, нормализации отношений с Западом вообще — понятен. Нужны деньги, инвестиции и пр. Особенно в ситуации, когда Москва берет за горло.

И кое-что с Запада светит. Сегодня Лукашенко принял первого вице-президента Европейского банка реконструкции и развития Филиппа Беннетта. Банк намерен расширять инвестиционное сотрудничество с Беларусью в сфере финансов, транспорта, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.

Текут или вот-вот потекут и другие ручейки твердой валюты. Так что портить отношения с Европой не хочется. Но дозированные репрессии в контексте «маршей дармоедов» Минск, тем не менее, продолжает.

Пока работает циничный расчет. Здешние деятели понимают, что 15 суток административного ареста — не тот срок, чтобы Брюссель провозгласил посаженных в каталажку политзаключенными, а тем более — снова ввел санкции.

Брюссельская бюрократическая машина вообще инертна. К тому же ряд европейских деятелей уже сделал ставку на сотрудничество с Лукашенко. Решено прикрыть один глаз на грубые манеры режима.

В конце концов, Европе хватило головной боли по поводу Украины. Так что страшилки белоруской дипломатии, что если здесь раскачают лодку, то станет тошно и всему Старому Свету, тоже, наверное, в какой-то мере работают.

Теперь интрига — День Воли

Сейчас главная интрига — как пройдет акция в столице в День Воли 25 марта. Ее лидером объявил себя тот самый Статкевич, которого называли главным врагом Лукашенко, политзаключенным № 1.

Причем Статкевич принципиально не ходит на площадь Бангалор, куда традиционно посылают манифестантов чиновники. Так что сюжет предстоящей акции малопредсказуем.

Понятно, что винтить Статкевича — это посылать Европе очень плохой сигнал. Но развитие сюжета с маршами «дармоедов» подтвердило тезис аналитиков: для Лукашенко защита режима от любых действий, которые он расценивает как посягательства на святое, является сверхзадачей. Все остальное — как получится.На днях раздраженный протестами президент прозрачно намекнул, что кое-кого может вернуть в тюрьму. Статкевич избегал появляться на акциях последнего времени, чтобы сохранить себя для главного дня (ну, есть еще и момент серьезного разлада в оппозиции, который, положа руку на сердце, ее не красит).

И потому в ситуации, когда опасность будет сочтена очень высокой, от властей можно ожидать самых жестоких мер.

Другое дело, что силовая защита устоев достигает лишь тактических целей. Стратегически эти устои уязвимы по причине плохой экономики. Что с ней делать, суровый белорусский лидер, похоже, не очень знает.


Все регионы

Фото: ТГ унинецкого райисполкома
Фото иллюстрационное из архива Медиа-Полесья
Фото из архива

В стране и мире

Алим Кошеваров. Источник фото: zerkalo.io
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: телеграм-в.рф
Фото использовано в качестве иллюстрации, yandex.ru
Минск, университет БНТУ, проспект Независимости

Полешуки

Очень вкусно

В фокусе - Полесье

Для тебя