19 марта 2024, вторник05:28

Общество

Пять выводов о централизованном тестировании по математике

22 июня 2017, 7:20

Профессиональный репетитор сходил на ЦТ по математике в ПолесГУ и поделился своими впечатлениями.  

– Таки уговорила меня моя дорогая супруга Татьяна сходить на ЦТ и прочувствовать всю обстановку на собственном опыте. И для меня, человека с высшим математическим образованием, это оказалось не таким уж бессмысленным делом. 

Предисловие

– На протяжении 6 лет провожу курсы и репетиционные занятия по математике для школьников, в том числе и курсы по подготовке к ЦТ и ЕГЭ в Минске, а последние 2 года еще и в Пинске. И, как говорится, пока объяснял другим, сам всё понял!

Мной была разработана система, которая базируется на прикладном освоении предмета и мнемотехниках, а не на механическом запоминании формул, теорем и следствий, и результатом освоения учащимися этой системы является глубокое и осознанное владение предметом. Эта система избавила меня и моих самых старательных учеников от необходимости запоминать большие объёмы информации и при этом успешно решать любые задачи (не только математические). Поэтому на решение любого варианта ЦТ прошлых лет у меня уходит не больше 1,5 часа времени.

18 июня в 9.00 я подъехал ко второму корпусу Полесского государственного университета. У входа уже толпились абитуриенты. Посмотрел на свой пропуск, там указано начало запуска в аудиторию в 9.30. Поэтому пошёл прогуляться по набережной и подышать свежим влажным воздухом. 

К 9.30 вернулся назад, людей стало в разы больше, солнце уже припекало, а тенёк был только под небольшим козырьком у входа, где толпились люди у списка с фамилиями и номером аудитории. Я тоже туда протиснулся и посмотрел, в какой аудитории предстоит сдавать ЦТ мне. И первое разочарование – она на шестом этаже, лифта нет. 

В корпус не пускали, на моё замечание, что запуск в аудиторию должен быть осуществлён с 9.30, мне ответили, что не пришли ещё все контролеры и проверяющие. Мы мариновались на солнце до 10.12. Добавьте к этому волнение самих абитуриентов и то, что большинство из них стояло минимум 40 минут, лавочек было мало. Поэтому в здание учащиеся зашли уже уставшие. 

Пока я стоял вместе со всеми и ждал, когда нас начнут пускать, не без любопытства наблюдал за вчерашними школьниками. Кто-то вёл себя браво и с показным задором, пытаясь «блистать» чувством юмора, хотя сам нервно постукивал ручкой по паспорту и облизывал губы. Кто-то истерически посмеивался, некоторые кучкой отходили за угол покурить. Было много тех, кто просто прохаживался туда-сюда с напряженным выражением лица, одна барышня даже умудрилась обкусать уголок от пропуска.

Не обошлось дело и без пришедших поддержать своих чад родителей, вот это были те, на кого действительно было тяжело смотреть.

Когда нас начали запускать, никто не толкался. В общем, молодцы ребята.

Фото из архива

Вывод 1. Те, кто требуют и следят за соблюдением правил, сами позволяют себе их нарушать

На входе у всех потребовали сдать мобильники и личные вещи в гардероб. Стоит отметить, что везде были повешены указатели, на этажах стояли дежурные, поэтому ориентироваться в здании в поиске аудитории или туалета было легко. 

В аудитории было всё подготовлено, отношение к абитуриентам доброжелательное, всем помогли найти своё пронумерованное место, предлагали (напоминали) перед заходом в аудиторию зайти в туалет. 

Помещение наполнялось постепенно, к 10.40 пришла только половина абитуриентов. В 10.50 ждали еще 15 человек, в 11.00 аудиторию закрыли. Не явилось 4 человека. 

Пока сидел и оценивающе рассматривал всех заходящих, ощущал в себе зарождение лёгкого беспокойства. Подозреваю, что ещё свое сыграло зеркальное отражение состояния моего окружения. Народ реально волновался. Это всегда мешает. 

Вывод 2. Будь ты хоть трижды профессионал, ты всё равно волнуешься за результат, хотя он для тебя никаких последствий не несёт

В 11.17, после заполнения бланков тестирования, нам раздали задания и объявили о времени начала, мне достался  вариант номер 5. Пока раздавали всем листочки с заданиями, я устно решил задания с A1 по А5, которые были на лицевой стороне бланка и проверил их на схожесть с соседним вариантом. Как и предполагалось, отличия были минимальные: числа, единицы измерения и рисунки. Ещё подумал о том, что задания и вправду упростились и, возможно, у ребят есть шансы сдать хорошо. Но это был преждевременный вывод. 

Дальше задания шли значительно сложнее первых. В А-части задания была геометрическая задача, тип которой в школьном учебнике Шлыкова 9 класс (темы: теорема синусов и теорема косинусов в треугольнике) даже близко не фигурировал. Учитывая, что 90% учителей математики взяли в моду учить решать задачи по аналогии, у большинства не было ни единого шанса её решить без дополнительной подготовки.

Также было три задания с подвохом, не заметив который, легко ошибиться. В школе на них тоже не акцентируют внимание. Простое задание на определение кратности завуалировали так, что я засомневался, не путаю ли чего-то. Учитывая, что слово кратность ученики в основном слышат только с 5 по 7 классы, потом этим словом почти не пользуются, заменяя его формулировкой делимости числа с остатком и без остатка, уверен, что для многих оно и вовсе осталось непонятым. 

У меня на А-часть (18 заданий ушло) около 30 минут. Я приступил к решению части B. 

Основные моменты в заданиях части B

5 заданий из 12 по сложности решения были гораздо выше школьного уровня. Решались они, конечно, при помощи формул и теорем, которые проходят в школе, но для их решения необходимы были дополнительные построения и подстановки. В частности, задание B12 заняло у меня 40 минут. После этого я сделал вывод, что решение носит частный характер, зная который заранее, задачу можно решить и за минут 5, но откуда его знать школьнику, если, опять-таки, в учебниках Шлыкова 10 и 11 классов таких и близко нет. 

В заданиях было много громоздких вычислений с большими числами. Их в столбик считать неудобно, а, значит, легко ошибиться в вычислениях, даже точно зная весь ход решения. 

Когда вписываешь ответ в ячейки бланка, то тоже получаешь немалый стресс. Я счастливый обладатель плохо читаемого почерка, поэтому цифры выводил, как первоклашка в прописи, но при сдаче бланка мне всё равно один ответ предложили переписать в графе исправления ответов, так как сказали, что компьютер может и не разобрать почерк. 

На решение B-части теста у меня ушло чуть меньше двух часов. В итоге, на решение всех 30 заданий было потрачено 2,5 часа, то есть на 1 час больше, чем тогда, когда я решал ЦТ прошлых лет сидя в спокойной обстановке дома. 

Вывод 3. Школа совершенно не готовит ученика к сдаче ЦТ по математике, необходимы дополнительные знания и навыки для успешного решения задач

Вывод 4. Подготовка к сдаче ЦТ по математике должна вестись уже с 10 класса. Один год подготовки для ученика со средней успеваемостью (7-8 баллов) – это объективно мало, если нацелен на высокий результат

Подготовку можно вести и самому, купив сборники тестовых заданий с пояснениями к решениям, и самому набивать руку на решении типичных заданий. Но кто же такой сознательный, что будет делать это самостоятельно и в полной мере, без контроля со стороны. 

Вывод 5. Для успешной сдачи ЦТ необходима не только теоретическая, но и психологическая подготовленность абитуриента

Всем желаю удачи в последующих тестированиях и в поступлении! Результаты ЦТ по математике будут известны через две недели.


Все регионы

Так горела Зима в Пинске
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: drive2.ru
фото: Пинский телеграм
Деревня
Фото УВД

В стране и мире

Фото: пресс-служба Верховного суда
Фото с сайта yaselda.by
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: Пинский райисполком
Margarita Razaz / Facebook)

Полешуки

Очень вкусно

В фокусе - Полесье

Для тебя