28 марта 2024, четверг22:50

Экономика

Сергей Антоненко: Успех бизнеса – это искренний сервис

8 ноября 2016, 8:09

По итогам конкурса «Предприниматель года» в номинации «Успешный старт» одним из победителей стало витебское ЧУП «Хэпи Стаил». В интервью «Ежедневнику» двадцатисемилетний бизнесмен Сергей Антоненко рассказал как создать в Беларуси успешный бизнес.

Анализируя свои ошибки и достижения Сергей Антоненко вспомнил, как его желание заниматься бизнесом трансформировалось в успешную сетевую компанию, в состав которой входят 12 парикмахерских и кофеен в Витебске, Новополоцке и Бобруйске, а также рассказал об искреннем сервисе, внедряемом во всех заведениях сети.

«Первые заработанные деньги – это кайф»

– Как вы пришли к созданию своего бизнеса?

– Бизнес меня заинтересовал, как независимость, и возможность самостоятельно руководить своей жизнью. О создании своего предприятия я впервые серьезно задумался на начальных курсах в МИТСО, где учился на юриста. В вузе акцент делал на предметы, которые могли быть полезными для моего будущего бизнеса. Например, гражданское право и хозяйственное право были интересны. А во время лекций по философии обычно читал книгу о создании собственного бизнеса. Также в годы учебы много читал специальной литературы по предпринимательству, а начинал с «Богатого, бедного папы» Роберта Кийосаки.

– И сразу после окончания вуза вы создали свое предприятие?

– Очень хотел, но нет. Не было стартового капитала. Поэтому, получив диплом юриста (в 2011 году), пошел работать по специальности в достаточно большую частную компанию. Работая по найму, анализировал деятельность директоров: как они общаются с персоналом, их управленческие решения, и т.д. А еще продолжал читать литературу и сайты о бизнесе, придумывал идеи. Этим же занимался в свободные часы во время срочной службы в Армии. После Армии, вернулся на прежнее место работы (это было в июне 2013 года). А уже через 2 месяца зарегистрировал свое первое предприятие ЧУП «Хэппи Стаил».

– Почему решили открыть именно парикмахерскую?

– Парикмахерская – не самый высокорентабельный бизнес, сложный, много персонала, есть определенная специфика управления такой командой. А толчком послужило случайное событие. Однажды по пути на работу, заметил объявление о продаже парикмахерской. Узнав цену (120 тысяч евро с учетом стоимости недвижимости), стал выяснять, сколько стоят по Витебску другие парикмахерские. Ценник был от 6 до 12 тысяч долларов. В этот же день на салфетке набросал бизнес-план, рассчитав за сколько могу открыть свою. Получилось около 4 тысяч евро. Подумал: зачем платить за чужую, где уже все накосячено, если дешевле открыть свою. Решился взять кредит в банке.  Но нужна была справка о доходах за 3 месяца, я же в тот момент трудился только два. Поэтому попросил маму оформить на себя кредит.

– Не пугало вас, что в Беларуси нестабильны ставки по кредитам?

– Тогда об этом не думал. Мне главное было заняться бизнесом. Хотя наш кредит (на сумму 60 миллионов неденоминированных белорусских рублей) не был привязан к ставке рефинансирования. Брал под 30% годовых, но потом была девальвация, и в один прекрасный момент он подскочил вроде до 40 % годовых. Кредит мы, кстати, до сих пор отдаем, но процентная ставка уже снизилась.  Хотя по моим тогдашним расчетам кредит мы должны были вернуть деньги уже через полгода-год. Тот мой первый бизнес-план мне казался золотой горой.  И парикмахерская, по расчетам в Экселе, должна была быстро начать приносить баснословные деньги. Реальность оказалась другой, и в плане доходности, и в плане затрат.

– Что вы не учли?

– К примеру, очень много потратили на ремонт, а я эти затраты вообще не закладывал. Рассчитывал снять готовое помещение. Расходы на оборудование, на косметику, на наружную рекламу оказались дороже. Плюс, другие сопутствующие затраты, о которых не знал. Хорошо, что кредит был взят с запасом. По первому бизнес-плану мне надо было 4 тысячи долларов на открытие, а пришлось в итоге потратить 6,5 тысяч. В августе зарегистрировал первое предприятие. И уже в сентябре планировал открыть салон. Как думаете, когда удалось открыться?

– К концу года.

– Открыл свой первый салон 1 марта 2014 года! Так произошло, в первую очередь, из-за того, что меня подвели с помещением. Первое, на которое я взял гарантийное письмо, пообещали отдать в начале сентября. Но в конце месяца я увидел, что там еще даже ступеньки не сделаны. И решил отказаться от этого помещения, и искать новое. Нашел его в двухэтажном административном строящемся здании. Был октябрь, мне сказали: в ноябре вам все отдаем. Говорю, ну все заключаем предварительный договор аренды, предоплату даже внес за первый месяц. А в результате мне отдали ключи только 1 февраля. Естественно, такого не ожидал.

– Наверняка, этот опыт вас чему-то научил…

– Теперь я по состоянию помещения понимаю: стоит ли верить обещаниям о сроках его сдачи в эксплуатацию. И если первую парикмахерскую мы открывали 6 месяцев, то сейчас, когда мы берем помещение, говорю, что за 30 дней откроемся точно, постараемся за 20.

– Первых клиентов помните?

– Пришли довольно много людей. Помню эту атмосферу, и тот момент, когда ты первую выручку кладешь в кассу – это реально кайф. Не прибыль, а просто выручка, но это твой бизнес, которым ты зарабатываешь. И когда к концу дня считаешь кассу и видишь там, к примеру, 2 миллиона (неденоминированных) белорусских рублей, то радуешься тому, что ты что-то сделал, чтобы люди тебе приносили деньги. Это классное ощущение.

– Когда первая парикмахерская стала приносить прибыль?

– Уже в первый месяц закрыли все свои ежемесячные затраты. Даже минимальная прибыль была. Повезло с местом – в жилом микрорайоне на Московском проспекте.

– Как дальше развивался бизнес?

– Когда открыл первую парикмахерскую, у меня стояла задача: в течение года открыть вторую, которая должна исправить ошибки первой, и запустить франчайзинговый проект, то есть развивать бизнес по франшизе. Вторую парикмахерскую открыли спустя полгода.  Еще через полтора – открыли первый салон по нашей франшизе в Витебске. А в августе 2015 г открыли в Витебске новое направление под брендом Smile – нашу первую кофейню. Мысль открыть кофейню родилась в начале лета – быстро реализовали идею. Создали новый бренд – «Smile Coffee». У этого предприятия есть соучредитель.

– Не пугало при запуске проекта, что в Витебске достаточно заведений, где можно выпить недорогой кофе?

– Мы запустили другой формат «Кофе с собой». В Минске он представлен более масштабно, а в Витебске, когда открывались, у нас был только один конкурент. И это модное направление. Молодежь любит взять стаканчик кофе, пойти по городу, слушая в наушниках музыку. Эта ниша, считаю, еще не занята. Формат перспективный, потому что можно открывать на малых площадях: в торговых центрах достаточно 6 кв. метров, в мини-кофейнях – 20 кв. метров. Сейчас мы открываем уже кофейни побольше. К примеру, в Бобруйске открыли на площади 70 кв.метров.

«Наш сервис должен решать проблемы клиентов»

– Как у вас происходит подбор персонала в компании?

– Витебске подбор персонала сам лично веду, каждого собеседую, и сейчас крайне редко кто-то увольняется. Раньше расставались из-за непонимания сотрудниками принципов работы в компании. Моя позиция конкретная: мастеров своих в обиду не даю, но и клиент для меня очень важен. Если интересы клиента и мастера сталкиваются, и если клиент не наглеет, я сначала компенсирую все клиенту. И мастера меня в этом должны понимать. И всем сотрудникам нашей компании важно в работе придерживаться стандартов искреннего сервиса. Ведь это наше конкурентное преимущество.

– Что подразумевается под искренним сервисом?

– Дать клиенту больше, чем он ожидает. К примеру, человек пришел в салон постричься и получает что-то дополнительно. Вот я у мастеров, которые ко мне приходят на собеседование, спрашиваю: «Что такое искренний сервис»? Они отвечают: «предложить клиенту чай, кофе». Я говорю, что это не искренний сервис, это просто сервис. И привожу примеры из деятельности нашего салона. Однажды, клиентка красила у нас волосы. Ей позвонил муж, с угрозой, что если сейчас не принесешь хлеба (магазин через полчаса закрывается), больше не пойдешь ни в какую парикмахерскую. Администратор салона сказала клиентке: «Не волнуйтесь, сейчас принесу вам хлеб». И пока та красилась, сходила для нее в продуктовый магазин.

Был случай, когда администратор одного из наших салонов помогла клиенту найти потерянную собаку. Есть мелочи, наподобие, провести пожилых клиентов до дома в скользкую погоду. И таких историй много. Мы не просто предлагаем «плюшки», а помогаем клиенту в решении его проблем.

– В связи с экономическим кризисом люди не стали меньше стричься и пить кофе?

– Парикмахерские – это стабильный бизнес. Люди стричься будут всегда. При наличии высокого уровня сервиса, у нас низкая цена. Знаю, по нам конкуренты ориентируются. Мы сдерживаем цену на рынке, поднимаем стоимость услуги раз в год, причем, незначительно. Наша задача брать оборотом – быть общедоступным качественным сервисом бытового обслуживания для каждого. Ну а насчет стоимости кофе, да на первом этапе говорили, что дорого. Но теперь таких разговоров не слышно.

– На чем в бизнесах, которыми вы занимаетесь, можно сэкономить, на чем нельзя?

– На качестве продукта нельзя. На меня регулярно выходят с предложениями купить зерна кофе по более низкой цене. Отказываюсь. Категорически запрещено не долить молока в кофе, разбавлять шампуни. Качества продукта и услуги не подлежать экономии. На рекламе экономим. Основная наша реклама в соцсетях, и на сайте компании.

«Беларусь – хорошая страна для бизнеса»

– Как охарактеризуете ситуацию с бизнесом на Витебщине, есть ли особенности по сравнению с другими регионами?

– Сложно говорить, когда почти не работал в других регионах. Есть общедоступные данные: Витебск считается не совсем богатым городом. Покупательская способность у нас ниже, чем в других регионах. Вот в Бобруйске кофейня у нас пошла гораздо лучше, чем Витебске. Быстрее стала приносить большую выручку.

– Что скажете тем, кто жалуется на сложные условия ведения бизнеса в Беларуси?

– Я считаю, в Беларуси власть хочет, чтобы инвестиции в страну приходили, чтобы бизнесменам здесь было хорошо. Если случается какой-то момент в экономике страны, наше предприятие к нему приспосабливается, оптимизируем затраты, и трудимся дальше. Беларусь нормальная страна для развития бизнеса, и административные барьеры не должны мешать. Вот я слышал, что в Витебске один иностранный инвестор вложил в открытие кафе крупную сумму денег, ему не дали заключение санстанции. Но не дали же не просто так. Если ты решил открыть бизнес, то все проверь. Думаю, когда люди все делают в соответствии с действующим законодательством, у них не должно возникать сложностей. Когда люди хотят хитрить, тогда возникают проблемы.

– Часто предприниматели жалуются на проверки…

– Все мониторинги, что приходят к нам, были адекватны и лояльны. К примеру, если приходит санстанция, она указывает на ошибки, устраняем и никаких вопросов. За три года никаких штрафов.

– Как планируете развивать бизнес дальше?

– К концу следующего года хотим иметь в общей сложности 100 объектов. Увеличение произойдет в первую очередь за счет кофеен. Из приходящих нам заявок на франшизу – одна из 30-ти на парикмахерскую, остальные на кофейню. Планируем открываться не только в Беларуси. Например, на франшизу кофейни сейчас 2 заявки из Москвы. Еще запускаем третье направление бизнеса – Smile Studio. Это IT- агентство и digital-агентство. Собираемся делать сайты, мобильные приложения и маркетинговые планы. А самое главное направление Smile Studio – запуск собственных стартапов.


Все регионы

Фото: ТГ унинецкого райисполкома
Фото иллюстрационное из архива Медиа-Полесья
Фото из архива
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП

В стране и мире

Фото использовано в качестве иллюстрации, yandex.ru
Минск, университет БНТУ, проспект Независимости
Фото использовано в качестве иллюстрации. Фото: Reuters
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: ГУР Украины
Никита Литвинович. Фото: vk.com
Здание ГУБОПиК МВД в центре Минска. Фото:

Полешуки

Очень вкусно

В фокусе - Полесье

Для тебя