26 октября 2020, понедельник07:47

Общество

2015 год стал самым кризисным для машиностроения за всю историю

8 августа 2016, 13:39

Масштабы кризиса в отрасли бьют рекорды. Белорусское машиностроение будет либо реформировано, либо потеряно, считают эксперты.

В статистике по машиностроению не осталось показателей, которые сохраняли бы положительную или стабильную динамику, отмечают эксперты исследовательского центра CASE Belarus на портале ekonomika.by.

Чистая прибыль в машиностроении в реальном выражении снижается четвертый год подряд. Причем последние два года был зафиксирован чистый убыток.

В 2015 году вклад машиностроения в общий объем экспорта товаров и услуг снизился до минимального за всю историю наблюдений уровня – 9,9%. Тогда как в 2011-2013 годы среднее значение этого вклада составляло 13,6%. 

Численность работников, занятых в машиностроении, снижается десять лет подряд. За 10 лет их численность сократилась почти на 100 тысяч человек. Но темпы этого сокращения были разными: в 2007-2010 гг. – в среднем по 10 тысяч человек в год, в 2011-2013 гг. – по 5 тысяч, в 2014-2015 гг. – по 20 тысяч человек.  

В 2015 году доля инвестиций в машиностроение к общему объему инвестиций в стране снизилась до минимального за всю историю наблюдений уровня – 1,9%. Это в 2 раза ниже уровня 2008 года, когда она составляла 3,8%. Это также ниже уровня дна во время мирового финансово-экономического кризиса (2009-2010), когда эта доля составляла 2,7%.

Доля инвестиций и доля экспорта машиностроения – последние макропоказатели, которые не ухудшались вплоть до последнего времени. Но в 2014-2015 годах ухудшились и они. Таким образом, в машиностроении не осталось показателей, которые сохраняли бы положительную или стабильную динамику.

По мнению президента CASE Belarus Сержа Навродского, «нынешний кризис в Беларуси как следствие экспортозависимости от России говорит о том, что машиностроение придется реформировать раньше или позже».

По его мнению, нужно создать благоприятные условия для малых и микро производителей машиностроительной продукции. «Чтобы понять масштаб проблемы, достаточно взглянуть на следующие цифры: доля количества малых и микропредприятий в машиностроении в 2015 составила 85%, а доля их в объеме производства – всего 16%», — отметил эксперт. Предприятия становятся более мелкими, так как количество занятых на одном предприятии в среднем по сектору упало за семь лет с 158 до 98 человек, и это позитивная тенденция.

Малые промпредприятия нужно обеспечить источниками финансирования инвестиций. Например, запустить программу высокотехнологичных инвестиций для сектора через Банк Развития или МБРР или открыть доступ к международному капиталу. Их можно включить в альтернативные России цепи доставок на национальном, региональном и международном уровне.

Кроме того, необходимо срочно реструктурировать крупные компании, чтобы снизить их издержки, обеспечить доступ к новым технологиям и к новым экспортным рынкам. «Здесь единого решения не существует и, скорее всего, каждое предприятие придется рассматривать как свой единый уникальный случай: кому-то подыскивать иностранного инвестора, кого-то делить на части и продавать, а еще кому-то открывать доступ на публичный фондовый рынок».

0 0 голос
Рейтинг статьи

Читайте нас В Яндекс.Дзен

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Все регионы

А теперь он - чемпион

Фото иллюстративное
Василий Веренич
Фото иллюстрационное
Фото из открытых источников

Новости компаний

В стране и мире

В фокусе - Полесье

Коронавирус

Для тебя

0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x