29 марта 2024, пятница15:46

Общество

75 лет назад «украинский вопрос» решался в Пинске

11 февраля 2017, 7:27

Ровно 75 лет назад в столице Полесья произошло знаковое событие в православном мире: в «резиденции» архиепископа Пинского Александра (Иноземцева) собрались представители православного духовенства Волыни и Полесья.

Итогом собрания стало избрание иерархов – создание структуры Украинской автокефальной православной церкви. Переводя конкретно, решился вопрос независимости. В православии на сегодняшний день существует 15 признанных автокефальных церквей.

Казалось бы, логично, что каждый народ в пределах государства имеет право на свой религиозный институт определённого вероисповедания, но всё упирается в многочисленные догмы.

Впрочем, нас интересуют не нюансы религиоведения, а почему «украинский вопрос» решался в Пинске.

СПРАВКА “МП”

Архиепископ Александр (1887-1948) – в 1922-44 годах глава Пинской православной епархии. Родился в Тобольске, окончил Тобольскую Духовную Семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. В 1913-18 годах работал при Академии, в сентябре 1918 направлен епархиальным миссионером в Минск. С наступлением большевиков выехал в Украину, а затем в Константинополь (теперь Стамбул). До 1921 года служил на Балканах и в Италии, с 1921 года – в Польше. Умер в феврале 1948 года в Мюнхене, где оказался в результате Второй Мировой войны. Автор ряда богословских статей, издал сборник поучений.   

Пинск в составе украинской державы

«Народе України. Твоєю силою, волею, словом стала на землі українській вільна Народна Республіка, справдилась колишня давня мрія батьків твоїх – борців за вольности і права трудящих…», – так начинается ІV Универсал (публичный, торжественный документ) Центральной Рады Украины от 9 января 1918 года. Киев провозглашал независимость, и новоиспечённое государство считало современное белорусское Полесье своей неотъемлемой частью.

Международное признание Украинской Народной Республики, автоматически и Полесья за УНР, состоялось в феврале 1918 года в ходе мирных переговоров в Бресте. Уже 6 марта 1918 года в Киеве приняли «Закон об административно-территориальном делении Украины». Согласно акту, образована «Дреговицкая земля» с центром в Мозыре, а чуть позже, когда свергли гетмана Скоропадского, «Дреговицкую землю» переименовали в особый «Полесский округ». Эта административно-территориальная единица была самой большой в УНР и почти не контролировалась центром, но рьяно удерживалась. Причина имела стратегический характер: железная дорога Брест-Гомель играла важную роль в экономическом плане, а также служила линией обороны от большевиков.

Пинск в составе УНР являлся поветовым городом. В первую очередь украинское правительство занялось организацией школ и высших учебных заведений. Сюда, с целью продвижения украинизации, ехали выпускники специализированных курсов из западной и центральной Украины.

Также в Пинске создавались кооперативы. Премьер-министр УНР Борис Мартос  считал, что так, через денежные потоки, экономические связи крупных городов с центром укрепляется держава, происходит централизация.

Территория УНР на весну 1918-зиму 1919 годов

Говорить о полноценном государственном функционировании нельзя. Вся бывшая Российская империя до начала 1920-х годов находилась в состоянии гражданской войны. Народ был доведён до крайности, и закономерным стало Полесское восстание.

В конце марта 1918 года свои претензии на Пинск, собственно, как и на всё Полесье, высказал и Минск. Делегации правительства Белорусской Народной Республики регулярно посещали Киев и, можно сказать, успешно, заручались поддержкой, но Украина не собиралась уступать территории. Поэтому «Полесской округ» в УНР и имел особый статус, белорусскому населению предоставлялась  культурно-национальная автономия.

В Киеве признавались, что хотели бы видеть на севере надёжного, сильного соседа-партнёра, который мог бы дать отпор большевистской Москве. С сожалением киевские чиновники констатировали, что Рада БНР не может разобраться внутри себя, а про государственное обустройство и речи нет. В таких условиях УНР продолжала свою политику на Полесье.

В чём успех? В первую очередь, в культурно-общественной деятельности.  Конечно, украинизировать край не удалось в силу нескончаемых войн, но само местное украинское движение получило хорошую подпитку. Во-вторых, были созданы региональные администрации, сеть активистов. И удалось частично усилить край военным контингентом.

В 1921 году УНР прекратит своё существование из-за раздела её территорий между Польшей и СССР, но украинское правительство в изгнании не перестанет считать Пинск своим. Ровно через 20 лет, когда край оказался под нацистской пятой, его включили в состав рейхскомиссариата «Украина».

Формально не возникает противоречий, почему в Пинске (центр Полесской епархии) возрождали Украинскую автокефальную православную церковь: пинский архиепископ Александр (Иноземцев) пользовался огромным авторитетом, поэтому инициатор обновления УАПЦ митрополит Дионисий стремился заручиться его поддержкой.

Реконструкция. Зимний поход армии УНР против большевиков

Истоки Украинской автокефальной православной церкви

После Февральской революции 1917 года наступил крах не только политической системы Российской империи, но и необратимый перелом в духовной жизни. Русская православная церковь приветствовала создание республиканского строя, отменила молитву за царя-батюшку, а в ответ Временное правительство отлучило РПЦ от светской власти.

Церковь, которая с петровских времён, 300 лет, была, по сути, неотъемлемой частью государственного института, оказалась не удел. Сильнейшим ударом стало и право на свободу вероисповедания, так в армии отменили обязательные службы. На пасхалию 1917 года лишь каждый 10-й солдат добровольно посетил литургию, хотя год назад такое было просто немыслимо. В умах людей, опьянённых революцией, РПЦ воспринималась как пережиток прошлого.

Февраль дал старт формированию национальных автономий на окраинах Российской империи, и Украина проявляла особое рвение. В процессе активизации освободительного движения возник вопрос о собственной церкви. Начиналось создание Украинской автокефальной православной церкви, которое завершилось в 1921 году. Время сложное: согласно Рижскому мирному договору, Западная Украина и Беларусь вошли в состав Польши, а на остальных территориях образованы УССР и БССР.

Как большевики относились к религии, объяснять излишне, а вот в Польше пытались использовать карту УАПЦ, чтобы показать националистам, что Варшава не против культурно-религиозных свобод. Но вскоре УАПЦ включили в Польскую православную церковь. Кстати, в СССР чекисты тоже «позаигрывали» с УАПЦ, стремясь усилить конфликт внутри РПЦ, максимально расколоть духовенство.

С началом Второй Мировой войны православные иерархи Польской православной церкви, а это в большинстве представители украинской громады, поднимали вопрос о возобновлении УАПЦ. Благодаря Пинскому собору, эта цель стала осуществляться, достигла кульминации. После 1944 года последовала продолжительная эмиграция епископата, но сама церковь сохранилась и до распада СССР продолжала деятельность в изгнании.       

Украинская автокефальная православная церковь существует и поныне. По официальным данным, в Украине от общего количества православных к УАПЦ принадлежит 3%. Проблемы с признанием канонического статуса УАПЦ продолжаются в православном мире без малого столетие, но в последние годы наблюдается активный поиск компромиссов, чтобы в Украине была единая православная церковь.

Организаторы Собора (слева на право): архиепископ Александр (Иноземцев); епископы: Поликарп (Сикорский), Игорь (Губа), Никанор (Абрамович), Георгий (Коренистов)

Пинский собор – стремление к единству или амбиции во время трагедии?

При создании УАПЦ отмечалось, что это – независимая православная церковь, один из символов украинской государственности. Красноречив девиз украинских автокефалистов: «Один народ! Одна мова! Одна церква!». Существует УАПЦ, значит, быть украинской державе и наоборот. Покажется наивным и романтичным, но в годы Второй Мировой войны нашлись деятели, которые верили в возрождение самостоятельной Украины.

В 1941-44 годах почти вся территория Украины, как и Беларуси, находилась под нацистской оккупацией. Собор в Пинске состоялся 8-10 февраля 1942 года. Как к этому отнеслись враги? Нацисты использовали национальные, культурные, образовательные и религиозные моменты для пропаганды, не более того. Поэтому особых религиозных гонений не творили. Когда 11 февраля стало известно про Пинский собор УАПЦ, отделения СД получили телеграмму, где говорилось, что не надо оказывать поддержки в создании единой церкви на территории рейхскомиссариата «Украина», лучше всячески этому противодействовать. Нацисты понимали, что УАПЦ может стать шагом к независимому государству, а такого не было в мыслях захватчиков.

Президиум Пинского Собора УАПЦ в «резиденции» Александра (Иноземцева)

В Пинске избрали иерархов – создали структуру высшего духовенства церкви, утвердили план дальнейшего развития и направили в Киев двух епископов для активизации религиозной жизни. Некоторые историки говорят о том, что на Соборе в Пинске были приняты и тайные документы. В частности, о поддержке белорусского национального движения, белорусских приходов, которые временно находятся в рейхскомиссариате «Украина». Предусматривалось, что, в случае освобождения от нацистов и недопущения назад большевиков, вольная Беларусь и Украина сумеют договориться в территориальных спорах.  

Что было после Пинского Собора? Главным образом до лета 1944 года продолжалось становление УАПЦ, но ситуация этому явно не располагала. Нацистам, кроме пропаганды, все дела церковные были ни к чему, а наступающая Красная Армия несла порядок, где церкви вообще не место.

РПЦ осудила все пинские и не пинские мероприятия УАПЦ, заклеймила расколом, предательством. Осознавая угрозу собственной жизни, да и автокефальному движению, иерархи УАПЦ выехали в эмиграцию.

А что простым верующим? Уже говорилось, что нацисты использовали церковь в пропаганде. Понятное дело, население нуждалось в поддержке, искало спасения, а церковь на селе, да и в городе, всегда была центром жизни. Особо никто не вдавался в подробности, какой юрисдикции церковь – храм и храм, место святое, построенное далёкими предками.

Формально в 1942-44 годах православные полешуки стали верующими УАПЦ, но именно «формально». Реально же спасались целые сёла, оказывалась поддержка подполью. Но это – другая история…

События, имевшие место в Пинске 8-10 февраля 1942 года, требуют глубокого изучения. Это интересная страничка в нашей истории, а для православного мира – знаковая. Можно многое умалчивать, но это создаёт вакуум, заполняемый взрывоопасными домыслами…

Место проведения Пинского Собора, теперь епархиальное управление в Пинске


Все регионы

Фото: ТГ унинецкого райисполкома
Фото иллюстрационное из архива Медиа-Полесья
Фото из архива
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП

В стране и мире

Алим Кошеваров. Источник фото: zerkalo.io
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: телеграм-в.рф
Фото использовано в качестве иллюстрации, yandex.ru
Минск, университет БНТУ, проспект Независимости
Фото использовано в качестве иллюстрации. Фото: Reuters

Полешуки

Очень вкусно

В фокусе - Полесье

Для тебя