В фокусе - Полесье

Белорусские бизнесмены против обустройства водного пути Е 40

11 апреля 2018 | 10:36 Общество Медиа-Полесье

Ведущие деловые объединения Беларуси считают, что проект несёт высокие инвестиционные риски и экологические угрозы.

Баржа на Пине. Оживление движения водного транспорта может нанести непоправимый ущерб уникальной природе Полесья

По информации БелаПАН, шесть бизнес-союзов Беларуси направили в правительство и Администрацию президента совместное письмо, в котором призвали отказаться от реализации проекта по обустройству водного пути Е40. Под обращением подписались главы Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им.Кунявского, Белорусской научно-промышленной ассоциации, Республиканского союза промышленников и предпринимателей, Республиканской конфедерации предпринимательства, Минского столичного союза предпринимателей и работодателей, Белорусского союза предпринимателей.

Напомним, по поручению вице-премьера Анатолия Калинина проект обустройства международного водного пути Е-40включили в Государственную инвестиционную программу на 2018 год.

Помимо бюджетных средств, финансовую поддержку окажет Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие международные организации. Летом 2017 года проект обсуждали в Киеве на заседании межправительственной украинско-белорусской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Е40 – водный путь длиной более 2000 километров, который проходит по территории Польши, Беларуси и Украины. Планируется, что маршрут соединит Черное и Балтийское моря. В Беларуси речь идет о территории в 500 км, которая затрагивает Днепро-Бугский канал, реки Муховец, Пина и Припять. По планам, на Припяти и Днепро-Бугском канале будет много изменений: строительство гидротехнических сооружений, увеличение габаритов фарватера, строительство водохранилищ и другое. Мероприятия по обустройству водного пути  призваны активизировать торговлю между тремя соседними странами.

По мнению бизнес-союзов, велика вероятность того, что вложения в проект нельзя будет окупить ни прямо, ни косвенно. Его реализация требует значительных капитальных затрат. Но, водный транспорт по конкурентоспособности уступает автомобильному и железнодорожному в скорости доставки, возможности оперировать малыми объемами грузов, использовании гибких схем логистики, а также из-за сезонных ограничений.

Водный путь подходит для весьма ограниченной номенклатуры грузов, в основном для насыпных, наливных, проектных, и неинтересен большинству белорусских компаний-грузоотправителей.

Кроме того, Е40 проходит по Припяти, одной из последних крупных рек Европы, сохранившихся в естественном состоянии. Обустройство водного пути потребует значительного вмешательства в гидрологию реки. А планируемая массовая доставка нефтепродуктов по белорусским рекам поставит огромные территории под угрозу возникновения крупных техногенных катастроф.
Белорусская деловая общественность считает, что проект водного пути Е40, ведётся без должного экономического анализа, с серьёзными методологическими ошибками и под давлением политических решений.

Авторы письма призвали правительство и институциональных инвесторов отказаться от обустройства Е40 и сосредоточиться на альтернативных проектах на транспорте и в логистике: развитии автомобильного и железнодорожного сообщения, складской и таможенной логистики, придорожного сервиса и торговли, водного и экологического туризма.
Природа белорусского Полесья сама по себе имеет высокую инвестиционную ценность, выше стоимости любых новых предприятий. Соответственно, к ней необходимо крайне осторожное отношение. Если сохраним первичную ценность природы, сможем заработать и на вторичной, в том числе за счет развития туризма – считают представители белорусского бизнеса.

Афиша





-