29 марта 2024, пятница14:11

В стране и мире

Чего ждать экономике Беларуси – прогноз эксперта BEROC

26 мая 2022, 8:46

Фото использовано в качестве иллюстрации, belmarket.by

Фото использовано в качестве иллюстрации, belmarket.by

Кремль использовал территорию Беларуси в качестве плацдарма для агрессии против Украины, за что сейчас белорусы расплачиваются рублём. Как санкции уже отразились на экономике, чего ждать дальше и поможет ли безвиз смягчить удар, поговорили с экспертом Дмитрием Круком.

 

Европейский союз и США вводят пакеты санкций в отношении России и Беларуси, некоторые из них, введённые только в отношении России, всё равно рикошетом бьют по экономике Беларуси.

Для поддержания экономики и сдерживания негативных последствий этих мер у наших восточных соседей на продажу есть нефть и газ. У Беларуси другая экономика, ориентированная не на продажу сырья, а продуктов его переработки, на продажу услуг – тут важную роль играет медицинский туризм.  Именно поэтому для жителей Латвии и Литвы был введён безвиз.

Это вызвало в России негативную реакцию. По мнению политолога Кирилла Аверьянова, безвизовый режим въезда в страну представляет опасность для Беларуси.

Как санкции отразились на экономике Беларуси, что ждёт белорусов и чем грозит закрытие западных границ, спросили у научного сотрудника BEROC (г.Киев) Дмитрия Крука.

– Дмитрий, ранее мы обсуждали перспективы белорусского рубля. Прошло более двух месяцев с момента принятия первого пакета санкций в отношении Беларуси. Как Вы можете оценить экономическую ситуацию в Беларуси в настоящий момент?

– По мартовской статистике внешней торговли влияние экспортных санкций однозначно видно. Но пока есть оговорки. Во-первых, физобъём экспорта просел существенно, но пока не радикально. Это, главным образом, связано с оговоркой, что санкции ЕС позволяют до 4 июня завершить старые контракты. Во-вторых, пока импорт также снижался очень существенно. С учётом благоприятной конъюнктуры цены итогом стало сохранение положительного сальдо внешней торговли и даже укрепление рубля. У нас многие оценивают состояние экономики по курсу белорусского рубля.

При экономических кризисах динамика обменного курса может быть разнонаправленной. Курс национальной валюты – это, как минимум, не самый важный, а зачастую мало что говорящий показатель в отношении здоровья экономики. Гораздо более важные показатели: объём производства (ВВП), доходы населения, инфляция, занятость, По всем этим индикаторам мы можем видеть по очень серьёзный спад.

По данным Белстата, ВВП Беларуси в январе-апреле сократился на 2,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, сельхозпроизводство упало на 1,7%, промышленное — на 2,5%, инфляция достигла 16,8% в годовом выражении.

Цифра спада за январь–апрель, которую дает Белстат, 2,1%, на первый взгляд не столь критична. Если же выделить из статистики отдельно апрель, то по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по моим оценкам, падение составило 6,8%. Это очень серьёзный спад. При том, что экспортные санкции пока еще не заработали в полной мере. Более того, во многих отраслях в апреле падение было близко к двузначным цифрам либо уже имели место быть двузначные цифры, т.е. больше 10%. Обычно, спад более 10% – это показатель очень значительный для периода кризиса. На эту траекторию серьёзного кризиса Беларусь вышла и начинает по ней двигаться.

Справедливости ради, наверное, стоит сказать и о каких-то положительных вещах, хоть вряд ли этот эпитет уместен в текущем контексте. Пока наихудший сценарий, который я условно называю «камнем на дно» (быстрое проседание за 2-3 квартала выпуска на 20%) и который был и остается вполне вероятным, не реализуется. Из текущей динамики пока, скорее, вырисовывается более поступательное падение выпуска: до конца текущего года примерно на 10-12% (по сравнению со своим пиковым значением в середине 2021 г.). При таком сценарии цифра спада ВВП по итогам 2022 г. будет выглядеть не столь устрашающе – около 6%.

Поэтому пока вроде как есть основания полагать, что Беларусь движется по, безусловно, плохому треку, но не самому ужасному. Но и тут есть важные оговорки. Во-первых, переход от «плавного погружения» к сценарию «камнем на дно» всё еще вполне вероятен. Во-вторых, даже если спад удастся смягчать и затормаживать, то абсолютно нет гарантий что, то же самое дно не будет достигнуто, только за более длительный промежуток времени. Например, за 1,5-2 года, вместо 2-3 кварталов при наихудшем сценарии. Отличия между этим сценариями, конечно, есть, но они не столь велики.

Главными демпферами, которые удерживают пока экономику от наихудшего сценария, являются относительно благоприятная конъюнктура внешнего спроса, соотношение экспортных и импортных цен, и опережающее сжатия импорта.

Внешняя конъюнктура, которая имеет место в глобальной экономике после ковида, можно сказать, что работает в пользу Беларуси. И частично она пока сглаживает эффект санкций (отчасти ввиду того, что они еще не заработали в полной мере). Но диспозиция постепенно меняется: привлекательная внешняя конъюнктура постепенно ослабевает, а санкции, скорее, набирают силу.

С импортом ситуация чуть сложнее. На коротком промежутке можно порадоваться опережающему (относительно экспорта) спаду импорта, и сказать, что это хорошо для сальдо торговли и ВВП. Такого рода «бухгалтерское» отношение к импорту как вынужденному злу, у нас очень распространенно. Но логика такого «бухгалтерского подхода» – актуальна лишь для очень коротких промежутков (максимум, несколько месяцев).

На более длительном промежутке сжатие импорта означает нарушение или даже сворачивание цепочек добавленной стоимости. Ведь Беларусь перестаёт импортировать многие вещи, которые используются как материалы и комплектующие в производстве. Это порождает негативный импульс, который потом будет накапливаться и расширяться в экономике. Соответственно, будет негативно влиять на перспективы выпуска и доходов. Главный вывод из этого рассуждения, далеко не факт, что опережающее (относительно экспорта) сжатие импорта продолжится, а если продолжится, то это плохая новость.

Соответственно, сохранение в ближайшей перспективе всех перечисленных демпферов далеко не безусловный сценарий.

– С какой целью, на Ваш взгляд, был введён безвиз и сможет ли он сгладить негативные последствия санкций?

– На мой взгляд, здесь процентов 75-80 это политическая целесообразность. Она одновременно с разных позиций может иметь место. Например, можно постараться использовать как символический шаг для возобновления каких-либо контактов с Западом. Также можно для внутреннего употребления: мы мирные и вопреки всему налаживаем какие-то контакты, а нас по-прежнему бьют санкциями.

В экономической плоскости мотивом может быть продвижение экспорта. Граждане этих стран действительно, пусть и не массово приезжают за покупками продуктов в Беларусь. Но не потому, что там их нет, а потому что уровень цен различный. И это придает некоторый импульс экспорту. Но в масштабах всей страны этот импульс очень-очень маленький, это капля в море.

Еще один возможный мотив находится на стыке экономики и политики. Возможно это попытка наладить какие-либо механизмы обхода или нейтрализации санкций. Например, в контексте ввоза в страну наличных евро.

Вполне вероятно, что все указанные соображения имеют место. Поэтому общая логика нынешних властей может быть такая: да, выгоды не столь сильные, но они есть; а хуже от этого точно не становится, особо ничем не рискуем. Поэтому почему бы и нет. Особенно, когда имеет место явный дефицит того, что можно было бы позиционировать как хорошие новости.

По данным Госпогранкомитета, в общей сложности с 15 апреля по 23 мая, в Беларусь прибыло более 39 тысяч жителей Латвии и Литвы. 65% из них воспользовались безвизовым режимом.

– Политолог Кирилл Аверьянов высказал такое мнение, что безвизовый режим представляет опасность для Беларуси и западная граница Союзного государства должна быть на замке. Чем грозит Беларуси закрытие западных границ, как того хотят в России?

– Слова идеологически сумасшедших товарищей я комментировать не люблю. Но если они грезят о том, чтобы отделиться железным занавесом от мира, то флаг им в руки. Проблема только в том, что они Беларусь впутывают в свои расклады и хотят, чтобы этот железный заслон возник со стороны Беларуси.

И к большому сожалению, вероятность такого сценария не чрезмерно низка и в последние два года имеет место движение по этому пути. Если такое действительно случится, то Беларусь станет полным изгоем с точки зрения сотрудничества с внешним миром. Страна утратит даже достаточно скромные имеющиеся позиции и роль в глобальных цепочках добавленной стоимости, транзитных потоках, за ней закрепится имидж «аномальной». Полгода-год нахождения в таком состоянии скажутся на экономике и для её возврата в нормальное состояние могут понадобиться годы и даже десятилетия.

Более быстрые и очевидные последствия – потеря транзитных потоков, дополнительные проблемы с экспортом/импортом. Наверняка, это ещё в большей мере усугубит транспортные и логистические проблемы, которые сейчас являются главной головной болью для белорусского бизнеса. Поэтому это может стать серьезным катализатором нынешнего спада, углубляя его и растягивая во времени.

Поэтому если совсем кратко: закрытие границ для Беларуси означает, то страна откатится на много лет назад.

– Чего ждать белорусам? Какие прогнозы относительно развития экономики Вы можете сделать?

– Безусловно, доминирующего прогнозного сценария, я сейчас не вижу. Слишком много неизвестных. Начиная от калия и нефтепродуктов, заканчивая внешней экономической и политической средой. На данный момент я вижу 4 сценария, вероятность которых сопоставима. Они отличаются по глубине кризиса и его продолжительности, наличию/отсутствия полномасштабного финансового кризиса «в комплекте». Можно сказать, что все они плохие, но в разной степени. Поэтому если смотреть на текущий статус-кво, то поводов для оптимизма немного.

Но всегда важно помнить, что будущее делают не только за нас, но и мы сами его делаем. И та карта из четырех наиболее вероятных плохих сценариев, которая есть сегодня, может оказаться неактуальной уже завтра. Достаточно поменять несколько, или даже лишь одну посылку. Например, если завтра в Беларуси произойдут политические изменения, то карта сценариев будущего Беларуси претерпит масштабные изменения. И в новой карте уже будут доминировать хорошие сценарии.

Чтобы следить за важными новостями, подписывайтесь на наш канал в Telegram и группы в социальных сетях: Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Instagram.


Все регионы

Фото: ТГ унинецкого райисполкома
Фото иллюстрационное из архива Медиа-Полесья
Фото из архива
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП

В стране и мире

Алим Кошеваров. Источник фото: zerkalo.io
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: телеграм-в.рф
Фото использовано в качестве иллюстрации, yandex.ru
Минск, университет БНТУ, проспект Независимости
Фото использовано в качестве иллюстрации. Фото: Reuters

Полешуки

Очень вкусно

В фокусе - Полесье

Для тебя