В стране и мире

Что дал год безвиза: эксперты подводят итоги и говорят о перспективах

13 февраля 2018 | 13:24 Политика ej.by

Введение безвизового режима дало свой ощутимый положительный результат в виде заметного увеличения потока туристов. При этом никуда не исчезли вопросы продвижения Беларуси, поднятия уровня сервиса, улучшения инфраструктуры.

Ровно год назад, 12 февраля, в аэропорт Минск прилетели первые туристы в рамках безвизового режима. На сегодняшний день около 80 тыс. иностранцев воспользовались возможностью прилететь к нам через Национальный аэропорт, за 2017 год 60 тыс. безвизовых туристов посетили Национальный парк «Беловежская пуща» и Августовский канал.

«Мы очень четко ровно год назад дали оценку, что рост турпотока составит 18-20%. Она оправдалась. Приятно, что наша экспертная оценка подтвердилась, это говорит, что мы понимаем в рынке, понимаем в тренде», – отметил в комментарии «Ежедневнику» председатель Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый.

Отметим, что еще год назад в туркомпаниях хоть и приветствовали указ президента о безвизовом режиме, все же были сдержанны в своих прогнозах. Сегодня там на себе ощутили результат от безвиза.

«Мы ощущаем результат по статистике индивидуальных бронирований в нашей компании, и он хороший. Наши зарубежные партнеры уже планируют какие-то туристические программы на 2018 год с учетом данных пяти дней безвиза», – сказала руководитель туристической компании «Вокруг света» Марина Кондрашова.

Кто поехал?

Особо, подчеркнула представитель турбизнеса, активно развивается деловой туризм.

«Да, мы увидели быструю отдачу от бизнес-тревела. Беларусь стала получать международные конференции и конгрессы, которые раньше не могли проводиться у нас по причине виз. И речь идет о достаточно крупных мероприятиях от 60-70 до 300-400 человек, – рассказала Марина Кондрашова. – Это различные конференции по фармакологии и иной медицинской тематике. Такие «деловые» туристы, что главное, прекрасно вписываются в пять дней безвиза».

Немного медленней, по словам руководителя туркомпании, идет чистый туризм. Хотя индивидуальные брони, безусловно, есть. Активно задействован «сити-брейк» (ред. - короткая поездка на выходные), отметила Кондрашова.

«Чистых туристов стало больше, чем было, – говорит Филипп Гулый. – В основном это индивидуальные туристы, которые прилетают в Минск в рамках безвиза либо приезжают в туры выходного дня в Брестскую и Гродненскую область».

Однако полноценный масштабный  турпоток, в основном из стран-соседок Прибалтики и Польши, стоит ждать чуть позже, считает он.

«К сожалению, на сегодня из-за российского контроля никакие англичане, французы и поляки  не могут приехать к нам из России, и даже при наличии российской визы не могут выехать туда от нас, соответственно пропадает транзитный бизнес. Но есть динамика в решении этих вопросов властями страны, и мы ее видим», – отметил председатель РСТИ.

«Поэтому в 2018 году будут туристы в рамках безвиза, но классических цепочных туристов, автобусных туров, культурно-познавательных и экскурсионных, которые бы могли охватить всю нашу страну, пока в ближайший год ждать не стоит», – добавил он.

Что еще необходимо сделать?

Говоря о положительных результатах прошедшего года, Филипп Гулый отметил, что появилось профессиональное взаимодействие и понимание между всеми туристическими властями и силовыми ведомствами.

«Потому что очень важным притягательным маркером для въездного туризма является безопасность. И если раньше было недопонимание, причем с обеих сторон, то в прошлом году я бы отметил уже согласованную работу всех структур», – сказал он.

«Мы также рады, что правительство идет на дальнейшие постепенные обдуманные шаги в вопросах безвизового режима. Мы ждем объединения Гродненской и Брестской зоны безвиза воедино. Это поможет расширить ассортимент продаваемых турпродуктов и полноценно выйти на скандинавский рынок», – добавил он.

В свою очередь Марина Кондрашова также отметила положительные моменты и указала на увеличение количества отелей, персонала, владеющего иностранными языками и др.

«Скорее сегодня в первую очередь требует решения вопрос рекламирования туристической Беларуси. Иностранцы мало знают о нашей стране, о том, что в ней можно посмотреть, или вообще не знают о Беларуси ничего. Страну надо продвигать, и при этом понимать, что на разных рынках работают и разные инструменты. Например, Национальное агентство по туризму, которое входит  в структуру Минспорта, приглашает различных блогеров из-за рубежа, авторов путеводителей, которые пишут о Беларуси. Но они действуют в рамках определенного бюджета, и бюджета, конечно, не хватает», – рассказала она.

По мнению представителей турбизнеса, нашей стране предстоит еще много сделать, чтобы въездной туризм действительно «заработал»: следует улучшить инфраструктуру, снизить цены на проживание, подтянуть сервис. Хотя подвижки в данных сферах, безусловно, уже есть, отмечают они.

Что касается вопросов сервиса, считает Филипп Гулый, только с приобретением опыта возможно эту проблему решить.

«Должно быть увеличение взаимодействия всех служб: гостиниц, ресторанов и т.д. с приезжающими туристами. Спрос толкает предложение, – сказал он. – В любом случае мы пока находимся в начале этого пути. Да, не хватает квалифицированных преподавателей, опыта, понимания дифференцированного туриста, то есть мы должны понимать, что японцы живут в номерах только с ванными, что есть специфика работы с туристами из Индии и Ирана, туркам интересен свой продукт, норвежцам – другой. Но это все приходит с опытом».

«Республиканский союз туристической индустрии в любом случае наметил на лето 2018 года образовательные программы с привлечением австрийских, канадских, польских специалистов для работы по основным восьми специальностям, задействованных в туристическом сервисе», – подытожил Филипп Гулый.