28 марта 2024, четверг19:59

Запись

Что мы знаем о Болонском процессе?

8 апреля 2013, 7:51

Запрос на высшее образование в Беларуси, как и во всём мире, растёт. Как перестроить традиционные модели высшей школы, чтобы удовлетворить массовый спрос на учебу в вузах? В Европе поиск такого ответа привел к появлению Болонского процесса, объединившего образовательные системы 47 стран. А что знаем мы о Болонском процессе? Светит ли Беларуси вхождение в него? Какова она, наша отечественная модель образования? Вопросов множество. И мы попробуем найти на них ответы в серии публикаций на Медиа-Полесье.

К теме Болонского процесса решила привлечь внимание пользователей сайта вовсе не случайно.

Выступая недавно перед выпускниками одной из школ по теме значимости журналистской профессии, поинтересовалась, что завтрашние студенты знают о Болонском процессе. В ответ – тишина. Вот и пришла мысль подготовить серию публикаций с участием экспертов по этой теме.

 

Болонская декларация – вызов высшей школе

Выяснить суть корней Болонского процесса помог Член Общественного Болонского комитета профессор Владимир Дунаев:

– Во всем мире периодически высшее образование переживает глубокий кризис, связанный с необходимостью ответа на новые экономические и социальные  вызовы. В истории известны примеры, когда из-за промедления с реформированием европейские университеты не только становились объектом суровой общественной критики, но закрывались в массовом порядке. Так было в конце 18 – начале 19 веков. Тогда в Европе количество университетов сократилось наполовину. Но высшему образованию удалось успешно выйти из кризиса, создав новые модели университетского образования, которые дожили до середины 20 века.

Сегодня мы стали свидетелями очередного глобального вызова, адресованного высшей школе. 47 стран подписали Болонскую декларацию и взяли на себя обязательства по строительству Европейского пространства высшего образования (ЕПВО). Этот процесс давно вышел за рамки того, что было запланировано в 1999 году, когда первые 29 стран подписывали Болонскую декларацию.

 

Что значит быть в Болонском процессе?

За первое десятилетие Болонского процесса достигнута главная цель: создано Европейское пространство высшего образования. Это не только студенческая мобильность, возможность поучиться в вузах других стран. Это, прежде всего, новое качество образования в условиях, когда учить приходится не десятки тысяч студентов, а миллионы. Современная экономика требует все больше специалистов с высшим образованием. Учить их так, как учили в вузах в прошлом столетии, уже невозможно.

Важное достижение, по словам Владимира Дунаева, – модернизация архитектуры высшего образования, опирающаяся на переход к трехступенчатой структуре обучения: бакалавр – магистр – доктор. У нас, чаще всего, считают, что к этому и сводится Болонский процесс. Конечно, такая архитектура образования – так принято называть структуру подготовки специалистов – очень помогает приспособить высшую школу к необходимости обучать миллионы студентов, но не утратить способности готовить высококвалифицированных специалистов. Первая ступень уже стала практически  обязательной в некоторых странах. Но в развитых странах только 15 % студентов переходят на магистерскую ступень и 2% на докторскую. 2% – это небывало много, но, вместе с тем, это свидетельствует о том, что массовость высшего образования сочетается с элитарностью и строгостью отбора.   

Болонскому  процессу уже больше десяти лет и перед ним стоят новые задачи.  Очень большую роль  в новом десятилетии будет играть открытость высшего образования для всех, кто прежде не имел к нему доступа.

«Равные возможности получения качественного высшего образования должны быть обеспечены всем без исключения группам населения во всех странах, участвующих в Болонском процессе. Для каждой страны должны быть разработаны специальные меры по поддержке наиболее уязвимых категорий населения, гарантирующие доступ и завершение образования на всех его ступенях», – констатирует Владимир Дунаев.

Эксперт также поясняет, что расширение доступа к высшему образованию будет достигнуто и благодаря поддержке обучения в течение всей жизни как интегрированной части образовательных систем. Такое обучение должно обеспечивать возможности гибкого подключения к нему всех категорий населения. Признание же результатов обучения не должно зависеть от того, получено образование в формальных или неформальных образовательных институциях или даже в процессе самообразования.

 

Об особенностях требований к вузам

«В первую очередь от вузов требуется постоянное участие совместно с государством и работодателями в обновлении знаний и навыков», – констатирует Владимир Дунаев, а также рассказывает о других особенностях.

Повышение качества образования потребует перехода на учебные планы, ставящие студента в центр внимания. Реформа коснётся как преподавания в вузах, ориентированного на конечные результаты обучения, в большей степени учитывающие потребности студентов и работодателей, так и индивидуального обучения, скроенного под запросы студента.

Потребуется увеличение вклада высшего образования в расширение подготовки кадров с исследовательскими компетенциями. От вузов ждут такого качества подготовки специалистов, которое соответствует самому современному уровню развития науки.

Европейские вузы должны стремиться к дальнейшей интернационализации своей деятельности. Конкуренция на международных образовательных рынках должна дополняться политикой диалога и сотрудничества с другими регионами мира. Этому должно содействовать дальнейшее усиление студенческой и преподавательской мобильности. К 2020 году планируется, что не менее 20% выпускников европейских вузов будут иметь опыт обучения в зарубежных университетах.

Но перестраивая высшую школу, университеты сохраняют незыблемость академических ценностей, сложившихся на протяжении столетий. «Новичкам из постсоветских стран иногда трудно понять, что никакая  модернизация  высшего образования не может быть успешной без приверженности традиционным ценностям институциональной автономии, академической свободы и ответственности университетов перед обществом, – делает вывод профессор Дунаев. –  Общество, в свою очередь,  должно гарантировать, что государственное финансирование высшего образования будет оставаться приоритетом, а требования финансовой прозрачности и ответственности за использование средств не будет угрожать автономии вузов».

 

По каким критериям принимают в ЕПВО?

Чтобы страна, подающая заявку, могла претендовать на принятие в ЕПВО, она должна соответствовать двум критериям:

1.присоединиться к Европейской культурной конвенции;

2.взять на себя обязательства следовать в своей системе образования ценностям, целям и ключевым принципам политики ЕПВО.

 

Соответствует ли Беларусь этим критериям, и почему нас не берут в ЕПВО – в следующей статье на Медиа-Полесье.


Все регионы

Фото: ТГ унинецкого райисполкома
Фото иллюстрационное из архива Медиа-Полесья
Фото из архива
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП

В стране и мире

Фото использовано в качестве иллюстрации, yandex.ru
Минск, университет БНТУ, проспект Независимости
Фото использовано в качестве иллюстрации. Фото: Reuters
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: ГУР Украины
Никита Литвинович. Фото: vk.com
Здание ГУБОПиК МВД в центре Минска. Фото:
сахащик

Полешуки

Очень вкусно

В фокусе - Полесье

Для тебя