Реклама Google

Столин

Чтобы древесину вывозить было проще? Через Ольманские болота прокладывают дорогу

Через крупнейший болотный комплекс в Беларуси прокладывают дорогу.

Строительство дороги в Ольманских болотах. Фото И. Муравьёва

Общественники считают, что строительство необходимо прекратить пока экосистеме не нанесли непоправимый вред.

Как сообщили Медиа-Полесью в общественной организации «Ахова птушак Бацькаўшчыны» (АПБ), по уникальному ландшафту ведут «Лесохозяйственную дорогу № 3».

Стоимостьё - 2 миллиона рублей, выделенные Минлесхозом. Строительство дороги планируют завершить до сентября этого года. Маршрут – от деревни Корма на север заказника к речке Ствига, где будет железобетонный мост.

 

Видео Ильи Муравьёва:

Планы о строительстве держали под секретом?

Когда АПБ узнала о строительстве на Ольманах «Лесохозяйственной дороги № 4» до деревни Коротичи, сотрудник АПБ Николай Черкас выехал на место, в деревню Корма. Там узнал, что по нетронутому болоту уже ведётся строительство третьей дороги. Проект, подготовленный «Брестдорпроектом», был принят в 2016 году. Любое строительство на ООПТ должно проходить оценку воздействия на окружающую среду и обсуждаться с обществом. Такие обсуждения Полесский лесхоз проводил в 2012, 2014 и 2016 годах, но всё прошло очень тихо, и широкая общественность о проекте не узнала.

Природоохранники узнали о строительстве только сейчас, и то – случайно. Отчёт о влиянии на окружающую среду «Лесохозяйственной дороги № 3» выполнял Полесский аграрно-экологический институт НАН Беларуси в Бресте.

Паспорт объекта. Фото И. Муравьёва

– Авторы оценки воздействия различных проектов дорог на заказник специально обосновали наиболее вредный для заказника вариант. Почему? Ответа нет. Почему-то по расчётам биологов получается, что новая дорога на месте старой будет стоить в четыре раза дороже, чем, если шесть из двадцати километров будут идти просто по болоту! За счёт сокращения? Ещё специально указано, что даже в кварталах, где живут змееяды и большие подорлики, дорога в болоте им не должна мешать. Отдельные места этого документа читаются как анекдот. Просто нет слов! И совсем не смешно, – негодует директор АПБ Александр Винчевский.

Фото И. Муравьёва

Строящаяся через болото дорога. Фото И. Муравьёва

Полесский лесхоз начал строить дорогу в августе 2017 года. Как отмечают в АПБ, по проекту ширина дороги составляет пять метров, но в некоторых местах она сейчас достигает 20-ти метров! В Полесском лесхозе отметили, что это – часть технологии, а дорога в итоге повсюду будет пятиметровая. Сам песок берут из уникальных ледниковых дюн.

Чего больше: пользы или вреда?

В лесхозе говорят, что дорога нужна в хозяйственных целях. Это доступ к лесу, который пойдёт на продажу. Дорога позволит увеличить объём лесозаготовок и вывозить их более коротким путём. А ещё это – борьба с пожарами, которых стало больше в последние сухие годы.

Фото И. Муравьёва

В этом месте ширина дороги достигае 20-ти метров. Фото АПБ

Представители общественной природоохранной организации считают эти причины сомнительными для такого разрушительного проекта в заказнике. Согласно их доводам, новая дорога почти 14км идёт по старой лесной, но на ней запланировано несколько спрямлений по болотной целине длиной 6км. Они также задаются вопросом, рентабельными ли будут лесозаготовки, учитывая огромную стоимость дороги и ущерб заповеднику? Ольманы ценны своими уникальными природными экосистемами, а не древесиной. Деньги можно было вложить, например, в переработку местных ягод, которыми богат заказник, или другие недеструктивные бизнес-проекты.

И, по мнению общественников, сама дорога может стать причиной пожаров, так как подсушит болото и сделает глухие ранее места легкодоступными для человека.

Прогнозы научных работников

Специалисты АПБ уверены, что строящаяся дорога изменит уникальный ландшафт, нарушит гидрологический режим территории. Одна часть болота постепенно превратится в водоём, а вторая – подсушится и станет более пожароопасной. Подсушение повлияет на флору и фауну Ольман. А то, что через болото начнёт ходить больше людей и ездить авто, сделает ситуацию ещё хуже.

– Естественному болоту от пожаров нет серьёзной угрозы, больше терпят пересушенные территории. И неизвестно, эта дорога будет помогать тушить пожар или будет способствовать осушению, – говорит председатель Лесной рабочей группы АПБ Андрей Абрамчук.

Фото И. Муравьёва

Дорога принесёт вред экосистеме

АПБ считает, что нужно немедленно остановить стройку и пересмотреть строительный проект и его экологическую экспертизу. Построенную через болото часть дороги нужно ликвидировать. Соответствующие запросы направлены в прокуратуру и Минприроды.

Статус заказника республиканского значения не запрещает вести здесь хозяйственную деятельность. В перспективе Ольманские болота следует сделать заповедником, так как статус заказника республиканского значения не запрещает вести здесь хозяйственную деятельность.

Сейчас обсуждается включение всего Припятского Полесья в Список Всемирной наследия ЮНЕСКО. В следующем году начнётся подготовка номинации, чтобы внести Припятское Полесье, включающее и Ольманские болота, в этот список.

Афиша