28 марта 2024, четверг17:57

Культура

Доминикия Чекун: «Первую песню выучила в 6 лет, а всего их знаю больше 150»

31 октября 2019, 8:30

Её песни завораживают. Несмотря на возраст - 83-года, она имеет сильный голос и необычайную музыкальную интуицию. Это природный дар, поэтому слушать её можно бесконечно.

В Пинск с концертом приезжала Доминикия Чекун из полесского села Старые Кони (Украина).

Концерт проходил в актовом зале центральной библиотеки. Как оказалось, это учреждение активно сотрудничает с украинским православным священником Павлом Дубенцом. Который и привёз знаменитую певицу на 75-летие библиотеки.

Отец Павел, настоятель храма в украинской деревне Морочное, что недалеко от границы с Беларусью и Пинского района, занимается изучением истории Полесья и часто бывает в Пинске.

Директор пинского кинотеатра «Победа» Александр Яромчик пришёл узнать у бабы Дани, не родственники ли они. В его родной деревне фамилия Чекун очень распространена

Баба Даня, в самом деле, знаменитая на весь мир певица. Она – Заслуженный деятель культуры Украины, единственная в Ровенской области, кто сохранил и поёт аутентичные полесские песни. Песни в исполнении Доминикии Чекун включены в аудиоколлекцию ЮНЕСКО, в которой собрано наследие мировой традиционной музыки.

Священник Павел Дубинец из Украины изучает культуру и историю пинского Полесья

Павел Дубинец рассказал Медиа-Полесью о том, почему помог организовать концерт в Пинске:

– Дело в том, что в 70-х годах прошлого века Доминикию с односельчанками стали приглашать выступать на различных концертных площадках Украины и бывшего СССР. И в Пинске у неё был первый «заграничный» концерт. Правда, уже более 28 лет она в Пинске не была, хотя живёт не очень далеко.

С той поры баба Даня побывала в городах Польши, Венгрии, Франции, России. Про неё пишут в Википедии, о ней снимают фильмы поляки, немцы, беларусы.

– Доминикия Чекун пела в церковном хоре, – продолжает отец Павел. – Культурный пласт, который она сохранила, стирает границы. Ведь Полесье – это уникальный регион и такие песни пели наши предки не только в селе Старые Кони и Морочном на Ровенщине, а и на Пинщине: в Парохонске, Городищах, Новом Дворе, в Дубое.

Несмотря на известность и звания. Доминкия Чекун живёт в полесской деревне Старые Кони и сама ведёт довольно большое хозяйство

По словам Павла Дубенца, несмотря на то, что баба Даня живёт одна (её муж умер 28 лет назад), она сажает огород, держит приличное хозяйство: корову, курей, поросят. Кроме этого, к ней постоянно приезжают гости и учёные из разных стран послушать песни и изучить уникальную манеру исполнения.

– Однажды профессор из Варшавы передал ей подарок, – рассказывает Павел Дубенец. – Я повёз эту передачу в Старые Кони, а там баба Даня на своём дворе дрова сама колет. Очень сильная женщина.

Отец Павел сокрушается, что передать наследие Доминикии Чекун почти некому. Молодые не хотят петь старинные песни. А если и делают это, то перепевают по-своему. При этом теряется дух архаичности.

Вышыванку Доминикии Чекун подарила её мать, когда она стала выступать с концертами. Это рубашку вышивала бабушка полешучки

Но баба Даня готова петь, поэтому нас приглашают в зал. Женщина выступает в национальном костюме. Тканая вышиванка досталась ей от бабушки.

– А вообще у нас мало старых вещей осталось, – рассказывает зрителям Доминикия. – В 1942 году наше село сгорело, поэтому всё пропало. Жили тяжело, в землянках, но пели.

Баба Даня готова петь

Отец Павел выступает в качестве ведущего концерта, рассказывает о своей знаменитой землячке и просит спеть понравившуюся ему летнюю песню.

Павел Дубенец представляет публике Доминикию Чекун

Но баба Даня говорит, что сейчас осень, поэтому концерт начнёт с осенней песни. Дело в том, что полешучка поёт старинные обрядовые песни, которые предназначены для разных циклов сельхозработ и важных событий в жизни человека.

Поэтому полешуки пели песни Летние (на Тройцу, на Купалу, на жниво), Осенние, Весенние (веснянки), Зимние (калядки), Свадебные и Жалобные песни. Причём обрядовые песни пели в основном женщины, а мужики – походные и застольные.

Баба Даня скромная и открытая для общения

Краеведы рассказывают, что, к примеру, песни на жниво пели очень громко взрослые замужние женщины, даже делая тяжёлую работу, чтобы все слышали. На свадьбе должны были петь обрядовые песни незамужние девушки. В противном случае, обряд мог и не получиться. Веснянки пели девочки, а свадебные и купальские песни – девушки и молодицы.

Первая песня - Осенняя

Учились петь раньше с самого детства, как говорить. Ведь песни сопровождали полешука по всей жизни, это был наилучший способ проводить время и в отдыхе, и за работой.

Доминикия Чекун начинает петь, и зал погружается в удивительную атмосферу. Поставленный голос, архаичная мелодия, множество переходов с октавы на октаву, специфические «переключения» голоса, импровизация.  От пронзительной старинной техники пения полесских песен кровь стынет в жилах.

 Завораживающие песни бабы Дани

Между песнями баба Даня рассказывает о своей жизни, о том, как научилась петь:

– Первую песню выучила в 6 лет. Меня бабуля взяла на свадьбу, и нас, детей, посадили на печь в хате, чтобы под ногами не путались. Все дети там игрались, а я слушала, как люди поют. Одна песня мне очень понравилась, её раньше нигде не слышала. И я её потом пела по дороге домой, затем дома – так и запомнила.

Полешучка вспоминает, как ребёнком искала возможность подслушать песню у взрослых односельчан и научиться петь. Например, напрашивалась пасти коров и запоминала, как поёт пастух. По её мнению, так как пели в её родном селе Старые Кони, больше нигде не пели. Хотя в соседних деревнях были похожие песни.

Зрители в восхищении от непосредственности полешучки

Баба Даня подкупает своей открытостью и непосредственностью, поёт песни и рассказывает дальше:

– Работала всю жизнь в колхозе. Грузила мешки по 70 килограмм на машину. Как-то за месяц 121 тонну зерна погрузила. А надо было ещё и своё хозяйство вести. Работала тяжело и всё время пела, так легче было.

Ещё баба Даня работала на ферме дояркой. Их было девять доярок, и они всё время пели:

– Идём с вечерней дойки домой и поём. А люди в селе уже знали и ждали нас каждый вечер. Бывало, и председатель колхоза приходил и просил: «Даня, спой мне песню. Я ведь слышал, как ты на работе пела». Пели и с подругами на вечёрках.

На вопрос из зала, что она делает для сохранения голоса, Доминикия отвечает, что ничего – Бог дал ей голос:

– Как молодая была, то голос ещё звонче был. Я в Париже в церкви пела. Там батюшка по-нашему разговаривает, прихожане там есть украинцы и русские. И все удивлялись, где вы такую певицу взяли? Я говорю: «В Старых Конях».

Муж Доминикии Чекун давно умер, у женщины есть сын, дочка и трое внуков, живут они в других местах. Женщина рассказывает, что не очень они хотят учиться петь. Правда отец Павел, по секрету, рассказал, что сын бабы Дани поёт очень хорошо, но публики стесняется.

Солистка коллектива «Кветачкі» Пинской детской школы искусств спела полесскую песню для бабы Дани

Не хотят учить песни и односельчане.

– Говорят, возьми нас с собой в Варшаву, – рассказывает баба Даня. – А я отвечаю: учись петь и поедем, а так что тебя даром возить. Поумирали уже почти все мои подруги. Осталась я и ещё две женщины, но они уже старые и не поют. Современная молодёжь не знает наших песен. Разве что «калядки» выучат.

Отец Павел рассказывает историю о Доминикии Чекун

Зато приезжают исследователи и учёные из разных городов и стран. Летом гости часто задерживаются у полешучки на неделю и больше. В Старые Кони люди приезжают с Украины, Польши, Германии, США и Канады. Одни хотят послушать и записать песни, другие – научиться петь.

В 70-х годах прошлого века способности бабы Дани заметили представители художественной самодеятельности. Её стали приглашать выступить в разных местах бывшего СССР.

– Один раз ехали на поезде в Москву, – вспоминает баба Даня. -Работнику клуба приказали записать все песни, которые я знаю. Он взял блокнот и ручку, стал писать. На 150-й песне остановился, сказал, что устал и больше не хочет записывать.

От манеры пения Доминикии Чекун замирало сердце

Постепенно старинные песни начали исчезать из обихода. Вместо старых песен зазвучали новые, исполнять их было легко. Их «крутили» по радио, телевизору, учили в школах и клубах. Да и патриархальный уклад жизни почти исчез. Поэтому уходят в историю и обрядовые песни.

Фото на память с учениками пинской ДШИ

Доминикия Чекун, похоже, не очень переживает по этому поводу. Говорит, что современные песни ей не нравятся:

– Они не наши, я их не понимаю. Я буду петь своё. Хочу, чтобы на моих выступлениях было всё хорошо. И людям нравилось, как я пою.

 


Все регионы

Фото иллюстрационное из архива Медиа-Полесья
Фото из архива
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Фото используется в качестве иллюстрации

В стране и мире

Минск, университет БНТУ, проспект Независимости
Фото использовано в качестве иллюстрации. Фото: Reuters
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото: ГУР Украины
Никита Литвинович. Фото: vk.com
Здание ГУБОПиК МВД в центре Минска. Фото:
сахащик
На украинско-белорусской границе / facebook.com/vitaliy.bunechko/

Полешуки

Очень вкусно

В фокусе - Полесье

Для тебя