Реклама Google

Пинск

Галина Семёнова: Пинск прекрасный город с уникальным потенциалом для развития органной культуры

В рамках органного симпозиума "Пинск - 2019" прошёл мастер-класс Галины Семёновой для педагогов и молодых органистов.

Галина Васильевна Семёнова - Заслуженный работник культуры Российской Федерации, заведующая предметно-цикловой комиссией органа и клавесина, руководитель органного класса Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, рассказала Медиа-Полесью о своих впечатлениях, о Пинске и возможных путях развития органной культуры в Беларуси.

Впечатления о Пинске

- На меня и город, и люди, которые нас принимали, произвели неизгладимое впечатление, - рассказали Галина Семёнова. - Пинск излучает много тепла и добра. Мы прошлись по пешеходной улице (Ленина), по набережной - такой приятный город. Эти небольшие дома в исторической части, каждый из них имеет свою историю, и их объединяет стиль ушедшей эпохи старого города.

Меня поразила чистота Пинска, по сравнению с российскими городами в этом разница поразительная. Хотя Москва сейчас преобразилась в лучшую сторону, так что приезжайте к нам в гости.

Мы были на экскурсии в Музее Белорусского Полесья, моим ученикам там очень  понравилось, особенно зал, где представлена  природа Полесья.

В советское время было много сложностей  

Я выросла в то время, я училась в тех школах. У нас была идеология, и все были атеисты, и это не было плюсом в понимании органной музыки.

Например, если мы играли концерт, то просто писали в программе «хоральные прелюдии» и не могли указывать, что это религиозная музыка.

А сейчас мы это всё досконально изучаем. Чтобы понять органную музыку и определить, на чём стоит сделать акцент. Например, у Баха человек уходит в иной мир торжественно, и это совсем не слёзы.

 Галина Семёнова даёт мастер-класс в Пинске. Фото со странички в ФБ органного симпозиума

Пинск может стать центром органной культуры Беларуси

Это единственный райцентр в Беларуси, в котором есть электронные органы в музыкальной школе, колледже искусств и концертный орган в костёле. Такой потенциал не имеют даже областные центры.

Развитие органной культуры начинается с образования. Должна быть чёткая связь начального, среднего и высшего звена. Если у вас выстроится система в музыкальном образовании этого направления, появятся больше концертов, то может вырасти и белорусская органная школа.

Дети, прошедшие музыкальную школу и колледж, идут дальше. Они приходят в высшее учебное заведение уже не с нуля. Правда, я слышала, что у вас произошла «оптимизация» и орган изучают не как спецпредмет, а факультативно, по выбору. Такого быть не должно, в московских музыкальных школах передовые директоры стараются сделать изучение органа спецпредметом.

Галина Семёнова с учениками в пинском костёле. Фото со странички в ФБ органного симпозиума

Учёба и импровизация – наше всё

Чем больше будет симпозиумов и мастер-классов, тем лучше. На них приезжают педагоги со своими учениками и передают знания другим. Я сама по сей день учусь. Я всегда что-то новое узнаю. Например, в Германии каждый профессор имеет своё видение, мнение и отношение к музицированию на органе и отстаивает свою позицию.

Участие в международных мастер-классах - это очень важно, ведь есть пытливые ребята, и они часто достигают успеха.

Сейчас очень модно импровизировать с органной музыкой, когда орган играет в сопрофождении с ударными и духовыми инструментами. Такая современная экзотика вызывает интерес у публики. Думаю, что такое надо практиковать и в Пинске.

Галина Семёнова с учениками в Пинском костёле. Фото  со странички в ФБ органного симпозиума

Пинский орган очень хорош

Мне очень понравился пинский орган. Во-первых, он прекрасно звучит внизу в помещении кафедрального костёла. Во-вторых, на этом органе можно играть произведения барокко, романтизм и современную музыку, там всё хорошо звучит.

Хотелось, чтобы в костёле ученики вашей музыкальной школы и колледжа искусств проводили отчётные концерты. Ведь это совсем другая практика игры, отличная от электронного инструмента.

Проводить органные фестивали и симпозиумы в Пинске - замечательная идея. Я рада, что познакомилась с легендарным Александром Бурделёвым, который был директором этих музыкальных событий. Я думаю, что у любой инициативы должен быть лидер-энтузиаст,  который идёт вперед и делает даже невозможное для осуществления своих идей.

Напомним, с 13 по 24 октября в столице Полесья проходит республиканский органный симпозиум «Пинск-2019».

Симпозиум стал крупнейшей в Беларуси презентацией Московской органной школы.

В рамках мероприятия проходят мастер-классы и концерты на историческом органе Пинского кафедрального костёла и электронном органе Пинской детской музыкальной школы.

Спонсором мероприятия является меценат Юрий Зиссер. Мероприятие проходит при поддержке Пинской диоцезии Римо-католической церкви, Пинской детской школы искусств  и Пинского горисполкома.

Справка Медиа-Полесья

Галина Васильевна Семёнова родилась в 1939 году в Москве. В 1956-1960 годах училась в музыкальном училище при Московской консерватории. В 1965 году окончила с отличием Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского по классу фортепиано, а в 1966 году – по классу органа.

С 1967 года выступала в составе Камерного оркестра под управлением Рудольфа Баршая (орган, клавесин), гастролировала с сольными концертами по городам СССР и за рубежом.

Свою педагогическую деятельность начала в 1962 году, став первым преподавателем органа. Является членом жюри всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.