4 декабря 2020, пятница05:07

Общество

Имена советских летчиков увековечат на братской могиле в Федорах

23 февраля 2019, 17:57

Столинский райисполком удовлетворил просьбу пинских поисковиков.

Об истории поисков Медиа-Полесью рассказал увлекающийся военной историей края житель Пинска Виталий Шелест:

— Согласно записям в «Журнале боевых действий» 9 гвардейской авиационной дивизии дальнего действия, копии которых нам предоставил Виктор Курилюк, в ночь на 1 июля 1944 года после выполнения боевого задания по бомбардировке железнодорожной станции Яглевичи (Ивацевичский район) и возвращению к месту базирования, бомбардировщик Ли-2 (командир экипажа — младший лейтенант Важенин) 339 АП подвергся нападению со стороны вражеского истребителя, был сбит и упал в 30 км юго-восточнее Пинска, севернее д.Федоры. Три летчика оставили горящий самолёт и приземлились на парашютах в районе деревень Конюхи (Пинский район) и Овсемирово (Столинский район), добрались до партизанских отрядов и остались живы. Командир экипажа младший лейтенант Важенин и стрелок Карабут остались в самолете и погибли. На месте его падения были найдены тела двух летчиков. Жители местного хутора похоронили их недалеко от самолета.

Воздушеый стрелок Василий Карабут

Спустя 74 года в адрес пинского историко-патриотического клуба «Поиск» пришло письмо от уроженца Дрогичинского района Виктора Курилюка. Он проживает в России и интересуется военной историей. В своем письме к пинским коллегам наш земляк рассказал о судьбе бомбардировщика ЛИ-2, сбитого в 30 километрах юго-восточнее Пинска севернее деревни Федоры, и двух погибших членах экипажа. И спросил, известно ли пинчанам об этом эпизоде в истории военных действий на Полесье и увековечены ли в Беларуси имена погибших защитников нашего былого общего Отечества? Пинские поисковики обратились к Виталию Шелесту за помощью. Изучив предоставленную информацию, пинчанин пришел к выводу, что речь идет о самолете, место падения которого было известно ему давно. 

В ходе поисковой работы клуб «Поиск» разыскал свидетеля тех событий. Уроженец деревни Федоры Адам Иванович Музычко, 1933 рождения, проживавший во время войны на хуторе Дритышин, который располагался в 4 километрах севернее д.Федоры, подтвердил факт падения самолёта и захоронения тел двух лётчиков недалеко от самолёта. Впоследствии, с его слов, примерно около 1950-го года, останки безымянных на то время лётчиков были перенесены в Братскую могилу в деревню Федоры.

— Мы организовали совместный выезд с Адамом Ивановичем на предполагаемое место падения самолёта. На месте факты подтвердились и стало понятно, что это и есть место падения Ли-2. О достоверности места падения самолета подтверждает факт обнаружения там ряда деталей, указывающих на их принадлежность к воздушному судну. В числе обнаруженного — приборы управления и головка цилиндра от звездообразного двигателя воздушного охлаждения АШ-62ИР, устанавливаемые на самолётах Ли-2, — говорит виталий Шелест.

Ответ Столинского райисполкома

Благодаря поисковой работе имена погибших летчиков и похороненных безымянными в братской могиле в агрогородке Федоры удалось установить.

Это гвардии младший лейтенант Иван Ефимович Важенин, летчик 339 АП дальнего действия 9 Гв. Донбасской дивизии дальнего действия. Родился в 1919 году в д.Благодатская Тайшетского района Иркутской области. Отец – Ефим Васильевич, д.Анцирь, Канский район. А также сержант Василий Егорович Карабут, воздушный стрелок 339 АП дальнего действия 9 Гв. Донбасской дивизии дальнего действия. Родился в 1925 году в Мостовском районе Краснодарского края, колхоз «Пролетарий».

Найдены и родственники погибших летчиков.

Схема маршрута экипажа младшего лейтенанта Важенина

Хронологические рамки:

№ п./п.

Дата

Время

Событие

Отметка на карте

1.

 

 

 

30.06.1944

19.00

Получение боевого распоряжения командира 9 гв.ад дд №  049от 30.06.1944 о бомбардировке жд.станции Яглевичи.

 

2.

20.45

Получение боевого задания на бомбардировку жд.станции Яглевичи экипажами.

 

3.

22.36 – 22.57

Вылет 15 экипажей на боевое задание по бомбардировке жд.станции Яглевичи.

 

4.

 

 

 

 

 

 

01.07.1944

00.25 – 01.00

Проход линии фронта на участке Дрогичин-Янув.

1

5.

00.45 – 01.15

Бомбардировка жд.станции Яглевичи.

 

6.

00.45

Заход на цель и бомбардировка цели экипажем Важенина.

2

7.

01.37

Последний выход на связь экипажа Важенина, с донесением о выполнении задания.

 

8.

02.20

Встреча с истребителем противника в районе Пинска

3

9.

 

Оставление самолета штурманом – мл. лейтенантом Шумковым Сергеем Ивановичем

4

10.

 

Оставление самолета техником-лейтенантом Рубцовым; сержантом Кавериным Степаном Георгиевичем; сержантом Лужкиным Николаем Тимофеевичем.

5

11.

 

Гибель самолета.

6

Установлен маршрут последнего вылета экипажа Ли-2.

— Мною и членом историко-патриотического клуба «Поиск» Людмилой Андробайло было направлено письмо в Столинский райисполком с просьбой увековечить имена погибших летчиков на месте их захоронения в братской могиле воинов-освободителей в агрогородке Федоры. Изучив предоставленные нами архивные документы и показания свидетеля, Столинский райисполком удовлетворил нашу просьбу. Фамилии погибших героев на мемориальных плитах братской могилы в агрогородке Федоры будут увековечены.

 

0 0 голос
Рейтинг статьи

Читайте нас В Яндекс.Дзен

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Все регионы

BELSKI - авторские изделия из кожи

Снимок носит иллюстративный характер / Фото из архива Медиа-Полесья
Фото иллюстративное
Фото: Александра Дьяченко
Автобусная остановка Лесничество / Фото из группы «Микашевичи – наш родной город»

Новости компаний

В стране и мире

Полешуки

В фокусе - Полесье

Артём Бельский: «В своём деле лёгкости нет никакой …»

О белорусской и итальянской коже, шве, которым можно тягать танки, и пожизненной гарантии на изделия ремесленник Артём Бельский рассказал корреспонденту «МП».

Коронавирус

Для тебя

0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x