13 июля 2020, понедельник18:13

Интервью

Как из преподавателя университета пинчанин переквалифицировался в дальнобойщика

11 марта 2020, 8:35

Сергей Федечко круто поменял жизнь

Сергей Федечко круто поменял жизнь

Пинчанин рассказал о том, как круто изменил свою жизнь.

Пинчанин рассказал о том, как круто изменил свою жизнь.

Иногда жизнь складывается так, что появляется острая необходимость выйти из зоны комфорта и бросить вызов судьбе.

Пинчанин Сергей Федечко более десяти лет успешно преподавал гуманитарные дисциплины в Полесском государственном университете, но в сентябре 2019 года уволился и устроился в польскую компанию водителем-дальнобойщиком. Теперь он ездит в рейсы по странам Европы, немного страдает от одиночества в пути, с удовольствием после долгих поездок возвращается к семье.

26 лет преподавания в ПолесГУ

— Мне 46 лет, после школы окончил Пинский индустриально-педагогический колледж и Брестский педуниверситет. В «индустрии» получил специальность учитель труда и черчения, в универе – учитель истории.

С 1993 года работал учителем, сначала в школе в Лунинецком районе, затем — в родном колледже и филиале Нархоза в Пинске. В 2006 году перешёл в ПолесГУ, там я преподавал предметы социально-гуманитарного блока: историю, политологию. И проработал в университете до 2019 года.

Правда, в ПолесГУ с историей постепенно стало туговато, стали меньше давать часов, поэтому читал там всё, что предлагали. Даже предмет, связанный с борьбой с коррупцией. Там больше были такие теоритические вещи о механизмах её происхождения, довольно познавательно.

Насколько эти лекции о коррупции были эффективными, сказать сложно. В актовый зал приходило порядка 270 человек студентов — три потока, и я им читал со сцены лекцию, как проповедник.

Так Сергей Федечко выглядел полтора года назад. Тогда он весил больше 190 кг
Так Сергей Федечко выглядел полтора года назад. Тогда он весил больше 190 кг

Начал превращаться в домохозяйку

— Почему ушёл из ПолесГУ?  Чисто мировоззренческая проблема. В середине двухтысячных я начал задумываться о жизни. Тогда я весил под 200 килограмм, зарплата чуть больше 300 евро. То есть, я жизненный успех себе по-другому представлял.

Поэтому посмотрел на ситуацию со стороны. Жена у меня красавица, спортсменка, комсомолка работала в Минске и Бресте по финансовой части в серьёзных компаниях. А я сидел с детьми — сыновьями 6 и 12 лет, превращаясь в домохозяйку.

Подумал, посмотрел и решил, что это не правильно. Просто у меня не было самореализации. В университете я был, как на подхвате. Диссертацию почему-то не защитил, хотя написал семь её вариантов, поэтому в карьере был потолок.

Работа мне приносила удовольствия, со студентами всегда интересно общаться. Но всё шло к духовному кризису, и надо было что-то делать.

На футбольном стадионе в Пинске
На футбольном стадионе в Пинске

Перемены начались с похудения

— Решил сначала похудеть. При росте 186 см я весил почти 200 килограмм. Разработал систему правильного питания. Учёл моменты, связанные с углеводами и инсулином. Например, купил глюкометр и смотрел, какая еда вызывает резкий подъём инсулина в крови, а какая нет. Короче отказался от разных манок, тортиков, сладких газировок и стал потреблять меньше калорий.

Спортом активно не занимался, посчитал, что это не нужно, для меня неэффективно и немного напряжно. В итоге за год я скинул 70 килограмм.

Решил не подсиживать коллег-преподавателей

— Затем у нас на кафедре случился кризис, перестало хватать часов для преподавания. И была такая дилемма: или всех переводят на 0,75 ставки, что означало снижение зарплаты, или один лишний уходит сам. Мне не нравился такой подход, и я решил, что пора уходить. Это было как знак свыше.

Либо программист, либо дальнобойщик

— Как найти хорошо оплачиваемую работу в нашей стране? Для меня вариантов было только два. Либо дальнобоем в Польшу, Литву, либо программистом в Минск.

Вариант с программированием для меня не подходил: во-первых надо было переучиваться что заняло бы много времени и средств, ну, и люди старше 40 лет не вызывают интереса у представителей ИТ-компаний. Хотя я рассылал свои резюме.

С профессией дальнобойщика проще. Я получил в Беларуси права категории С и Е. Затем поехал в Люблин и там прошёл трёхнедельные курсы, чтобы получить право ездить на большегрузах по Европе. Сдал экзамен, прошёл стажировку. Учёба в Польше мне обошлась меньше тысячи долларов (с проживанием и питанием).

С языком проблем не было, я разговорным польским владею. А обучение велось на русском языке. Причём, там учатся разные люди, я там программистов встречал, много учителей, бывших сотрудников МЧС, был инженер-электронщик.

Короче, все парни из Беларуси, которые со мной учились, были с высшим образованием. А среди украинцев было много бывших милиционеров.

«Я дальнобойщик»
«Я дальнобойщик»

Нет стажа, нет зарплаты, но нужно потерпеть

— С работой водителем есть специфичные моменты, если нет стажа. Сначала берут на стажировку и платят польскую минималку. Примерно два месяца я так отъездил. Это было тяжело психологически, потому что приходилось терпеть напарника.

Короче говоря, первая фирма-работодатель — это всегда школа жизни. На тебе хозяева зарабатывают, потому что у тебя нет опыта и ты согласен на малую зарплату. Ты по неопытности «косячишь» (например, можно тент порвать), тебя терпят. Постепенно набираешься опыта, и всё становится  на свои рельсы.

Теперь у меня всё нормально. Вожу всё, что можно воткнуть в мой МАН. Могу перевозить опасные грузы, но наша фирма таким не занимается.

Заработок и продолжительность командировок

— Заработок от 1,5 тысячи евро на руки. Размер зарплаты зависти от фирмы, груза, сложности работы, гражданства. Например, немец в немецкой фирме за такую же работу будет получать от 2,5 тысяч евро, поляку меньше заплатят.

Приходится работать «вахтами». Они длятся по-разному, но белорусам на короткое время ездить не выгодно. Я ездил на 5-6 недель. Потом перерыв 2 недели. Поляки стараются ездить по две недели и чаще бывать дома.

Но я хочу перейти на 4 недели рейсов и 2 недели отдыха, потому что по семье очень скучаю. Хотя общаемся через интернет, но это не то, а пацаны растут. Сейчас жена ими занимается, она нашла возможность работать на удалёнке.

Иногда можно выбраться в город во время длительной стоянки
Иногда можно выбраться в город во время длительной стоянки

Братство дальнобойщиков и одиночество в кабине

— Есть такой фактор как братство дальнобойщиков: на паркинге тебе обязательно помогут.

Но в пути, в кабине, ты чувствуешь себя очень одиноко. Неделями сидишь в железной будке. Видишь только дорогу, нигде особо не бываешь, а города скорее по объездной проезжаешь.

От этого одиночества водители начинают проявлять разные таланты: кто-то ведёт свой блог, кто-то звонит родне-знакомым и часами разговаривает. Дефицит общения серьёзный. 9-10 часов за рулём. Загрузка-выгрузка. Есть уникумы, которые по 3 месяца так ездят.

От одиночества на паркингах народ начинает побухивать. В субботу вечером, когда на паркингах водилы отдыхают, то и конфликты могут быть. Встречаются люди, обработанные разной пропагандой. Но, в общем, стараются не затрагивать вопросы политики. Когда я учился в Люблине, мне рассказывали, что там украинцы на этой почве подрались.

Быт дальнобойщика, особенности работы, раздражают кофе-паузы в Германии

— Сплю в кабине, готовлю пищу на плитке газовой. Если есть в придорожных кафе, то там очень дорого, самый простой бутерброд будет стоить 3 евро, бутерброд побольше — 7 евро. Я же еду в рейс, чтобы заработать деньги, а не потратить их.

Стараюсь придерживаться своей здоровой диеты. Покупаю продукты в супермаркетах, цены практически такие, как у нас. Правда, с гречкой у них проблема. Но можно предварительно в Польше закупиться. В машине есть холодильник. Иногда поесть можно только на ходу, потому что негде остановиться.

Основная сложность дальнобоя не на дороге, а возле неё. По дороге ехать просто: есть знаки, разметка, круиз-контроль. Главная сложность — загрузка-выгрузка. Место погрузки часто бывает непросто найти.

А, например, в Германии есть такие моменты, как кофе-паузы. Тебе надо разгрузиться, а у них 45 минут перерыв, и в это время никого не найти.

Не на каждом предприятии есть душ, даже в Германии, хотя в Италии он есть везде. Если грузишь-разгружаешь авто, то потеешь, поэтому душ необходим. Приходится иногда ехать на парковку, чтобы помыться.

Я побывал в Германии, Франции, Австрии, Италии. Владею на достаточном уровне английским языком. Но его там не все понимают, часто зовут на помощь молодых сотрудников.

Негатива к белорусам нет, преступность и штрафы

— Негатива к себе в Европе я не встречал, но заметил, что там не очень хорошо относятся к румынам, считают, что они воруют.

Преступность есть. О рэкете я не слышал. На нашей фирме были моменты слива топлива на паркинге. Был случай, когда у человека за рейс топливо слили два раза, это вызвало подозрение у хозяев, его отправили домой и, скорее всего, уже на работу не вызовут.

Видеокамеры на паркингах есть, но полиция там работает вяло, особенно во Франции. Там, например, может заехать толпа ребят на паркинг и начать все подряд машины шерстить. Водителей они не трогают, потому что тогда могут встретить сильный отпор.

А водители особенно и не вмешиваются, ведь груз застрахован. Да и если полезешь на разборки, то или сам получишь или этим парням травму нанесешь, и могут посадить за это.

Правда, на видео желательно снять этот процесс нападения, чтобы были доказательства. Я это сам не встречал, но мне коллеги рассказывали.

Полиция иногда может проверить. Штрафы там огромные. Иногда они достигают нескольких тысяч евро. Например, некоторые фирмы пытаются заставить водителя превысить разрешённое время нахождения за рулём. За это сильно штрафуют, но тут всё зависит от водителя, ведь всегда можно отказаться это делать.

Я слышал, что некоторые дальнобои тогда уезжают на родину, чтобы не платить многотысячные штрафы.

Была возможность побывать у Колизея в Риме
Была возможность побывать у Колизея в Риме

В зарубежье иногда случаются длительные простои и экскурсии

— Не могу сказать, в какой стране лучше живётся. Если в каком городе и побываешь, то только во время больших пауз, когда надо стоять больше суток.

Европейское законодательство жёстко регулирует время нахождения водителя в пути. Поэтому  случаются моменты, когда можно долго постоять. Есть закон об отдыхе водителей, обычно во время уикенда ты должен отстоять 45 часов. Можно и 24 часа, но потом нужно компенсировать «недостой».

Иногда возникают вопросы  с логистикой, когда тебя не загружают в день приезда, а говорят, что выгрузка будет через полтора дня.

Бывает, ты разгрузился, а в этом месте нет обратного груза. И тогда на паркинге ждёшь приказа куда ехать. Знаю человека, который так 70 часов простоял в ожидании. Эти простои оплачиваются.

Во время длительных стоянок я учу английский, читаю. Многие водилы смотрят сериалы, я видел у людей спутниковые тарелки в машинах. Пить спиртное в это время нежелательно, потому что простой может неожиданно закончиться.

Если паркинг находится недалеко от населённого пункта, то можно выбраться на прогулку по нему. Я так, например, в Риме побывал.

Путевые заметки. Если во Франции паркуются до звука, то в Италии паркуются до треска. Машинки во дворике рядом с Пантеоном. На бамперах живого места нет. У синей бампера просто прикручены проволокой
Путевые заметки. Если во Франции паркуются до звука, то в Италии паркуются до треска. Машинки во дворике рядом с Пантеоном. На бамперах живого места нет. У синей бампера просто прикручены проволокой

Автопилоты не страшны, профессия востребована

— Прогресс, конечно, может уничтожить эту профессию. Но, думаю, что без человека сфера грузоперевозок ещё долго не обойдётся. Ведь все эти автопилоты давно придуманы. Проще всего их внедрить на железной дороге, но этого не происходит, и даже в метро поезда водит человек.

Сейчас стал заметен экономический кризис в Европе. Но работы для дальнобойщиков хватает, правда, возросли требования к водителям, рынок труда в этой сфере насыщается.

Посмотрю, как будет у меня получаться, думаю, лет 5 покатаюсь по Европе. Работа, на самом деле, — не мечта. Она хороша только для заработка. Хотя, может, втянусь и дольше поработаю.

Прикольный случай в душе

— Был у меня курьёзный случай в Германии. Завозил груз на один большой химкомбинат. А там даже на фирмах платные души. Зашёл в кабинку, а шампунь забыл. Думаю: дай быстренько в туалет забегу и жидкого мыла нацежу. Выбежал в «костюме Адама», а дверь в душ и захлопнулась. Пришлось звать напарника, на помощь. Там один мужик зашёл в туалет, не знаю, что он обо мне подумал.

А так… скучная эта работа.

0 0 голос
Рейтинг статьи

Читайте нас В Яндекс.Дзен

Подписаться
Уведомление о
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Denis
Denis
4 месяцев назад

Очень уважал этого человека когда он был преподавателем, он мне всегда казался не таким
простым как все преподаватели ( хотя в плане учёбы у меня всегда были с ним проблемы))))). Сейчас я понял, что неошибался насчёт него,интересный человек. Ровной дороги Вам.

Все регионы

Близнецы "на скейтах"

Фото носит иллюстративный характер
Фото иллюстрационное trollno.com
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: tanay42.ru
Николай Колесникович и его находка

Новости компаний

Выборы 2020

В стране и мире

Сельское хозяйство

В фокусе - Полесье

Скейтбординг. Урок от братьев-близнецов

Братья-близнецы из Пинска Вадим и Максим Муныщенковы рассказали: «Решили купить по доске. По одному кататься не очень, а так вдвоём. Просто в Пинске особо развлечений немного».

Коронавирус

Финансы

Для тебя

Проверь себя

0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x