23 января 2022, воскресенье11:37

Запись

Колядные песни из минувших веков

4 января 2016, 16:50

Без малого 150 лет назад, в 1870-х годах, на Пинщине при православной епархии служил отец Дмитрий Булгаковский. Священник вёл дневник своих наблюдений.

Дмитрий Булгаковский подробно записывал традиции, поговорки, присказки и песни местного населения. Покинув «страну болот», через несколько он издал книгу «Пинчуки». Сборник, вышедший в 1890 году, научные круги признали одним из лучших этнографических трудов, автора наградили золотой медалью Императорского русского  географического общества.

Среди обширного материала содержится информация о том, как на Полесье отмечали Коляды и какие песни звучали в сёлах.

«Колядныя песни, получившие свое наименование от Коляды, распеваются накануне праздника Рождества Христова, а в некоторых местах в самый праздник (…) В этом народном веровании важно то, что Киев, как мать городов русских, пользуется в глазах народа преимуществом пред другими городами, а также видно, что название владыки, усвоенное православным иерархам, известно народу вместо польского имени бискуп; видно также, что ему известен сан архимандрита, которого совсем нет в католической церкви. Верование, что имя Христу было наречено православным собором, говорит о том, что народ считает православие старее и достойнее других вероисповеданий, а знакомство его с названиями владыка архимандрит проливает свет на то, что вера православная с ее духовной иерархией была издавна близка сердцу и языку полешука или пинчука, несмотря на страшный гнет, испытанный от католичества…», — записал отец Дмитрий.

Если посмотреть на традиции «колядования», то можно увидеть, что некоторые моменты дошли до наших дней:

«Для колядования группируется обычно молодежь, которая вечером расхаживает по селу с поздравлением. Как начальник или запевало считается между колядниками нужным человеком, так колядники не обходятся без доморощенного скрипача, который без умолку наигрывает часто на двухструнной скрипке своей, дорогою от дома до дома и на дворе хозяев. Подойдя под окно, иди под двери, один из колядников просит позволения петь Коляду, говоря: чи дома, пан господар? Чи велиш, пане господару, Коляду заспеваты, чи так Коляды даты? Получив позволение колядовать, спрашивают: какую заспеваты песню? Хозяин назначает, что петь. Поют обыкновенно под окнами, некоторые же приглашают в дом; редко кто просит петь больше одной песни, потому что в таком случае полагается большее вознаграждение. Обыкновенно за одну песню дают пирог, за две-два, а в зажиточных домах, кроме пирогов, дают колядникам деньги, колбасы и сало, угощают и водкою. Ходят колядники с вечера до самого утра. Если где застают хозяев спящими, колядники криком своим поднимают с постели. Случается, хотя очень редко, что им отказывают колядовать, говора: «у нас була Коляда», или «нэма дома господара». Певуны, потому ли, что лишаются чрез это вознаграждения или считают отказ оскорблением для себя, а, может быть, принимая во внимание то и другое вместе, осмеивают такие дома… Всё собранное вознаграждение делится между колядниками поровну, одному только «начинальнику» или запевале выделяется большая часть».

Если с традицией гуляния понятно, то можно и выучить несколько песен предков. Пожалуй, это самые лёгкие «кодяки» для восприятия и не требующие объяснения смысла.

Песни, записанные Дмитрием Булгаковским

Ой черэз полэ
Дай широкое;
Свят вечор, свят
Дай широкое.
Мостили мосты
С тонкой тростины;
Свят вечор, свят,
С тонкой тростины;
Тыми мостами
Шла Божа Маты
Сына шукаты;
Свят вечор, свят
Сына шукаты;
Зустрила Вона
Тры жидовыны;
Свят вечор, свят,
Тры жидовыны:
Ой, мои ж вы то
Тры жидовыпы,
Чи вэ бачили Сына Мойго,
А Бога свойго?
Свят вечор, свят
А Бога свойго?
Один каже, що нэ бачив,
А други каже, що я нэ видав,
А трэти каже, що я сам там був.
Свят, вечор, свят.

Ой там на горі
Дай на высоцей,
А на туй горі
Тры дерева стоять,
А с тых дерев
Кресты роблены,
А с тых крестов
Церковь ставлена,
А в туй церковцы
Три труны- стоять;
А в одной труны
Сам Христос лежит,
А в другой труны
Божа Матер свить,
А в трэтэй труны
Иван Кститель лежить.
Над Сусом Христом
Попы читають,
Над Маты Божей
Свічки палають,
Над Иваном Кстителем
Вылэтів пташок,
Да полэтів же ён
Да под небеса.
Да заспівавъ він
Трима голосыма:
Ой вы, нэбеса, растворитэса,
Вы, хрыстыане, Христу поклонытэса
И Светуй Труйци помолытэса.

Бувай здоров,
Дожидай здоров,
И з діточкамы
Дай з маланькими,
И с сусідами
Дай з близенькими.
Тобі, дядьку, Коляда,
А нам подай пирога.

Ой добрый вечор,
Пане господару,
Святый вечор! .
Чи ты — спишь,
Чи ты так лежишь.
Чи листы пышешь?
Мы ж твого двора нэ мынаем,
Святым Рожеством звеличаем.
На твойму дворы
Все горать огни,
Все ж огни горать,
Все столы стоять,
 Все столы стоять
Позастиланы,
Все хлебы лежать
Все пшеничные,
А в концы стола
Отец Мыкола,
Отец Мыкола
С двума сватыма,
С двумя сватыма
С Петром и Павлом.
Святый вечор.

Весёлого Рождества!

0 0 голосов
Рейтинг статьи

Читайте нас В Яндекс.Дзен

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Все регионы

Сказ о «Лягушке-путешественнице»

Фото используется в качестве иллюстрации, dnestr.tv
Фото использовано в качестве иллюстрации
Фото: БелТА
Фото использовано в качестве иллюстрации, из архива МП
Александр Лукашенко во время посещения Гранита. Фото использовано в качестве иллюстрации
Скриншот проекта

В стране и мире

Верховная Рада Украины. Фото: Facebook
Фото: РИА Новости
Фото: Daily Star
Ольга Чуприс. Скриншот эфира
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: ptzgovorit.ru
Фото используется в качестве иллюстрации, из архива Медиа-Полесья
Фото: cdn.news-front.info
Фото использовано в качестве иллюстрации, из открытых источников

Полешуки

Новости компаний

В фокусе - Полесье

Коронавирус

Для тебя

0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x