В фокусе - Полесье

Пенсионный возраст растёт, размер пенсий – нет. Где выход?

1 января 2018 года в Беларуси увеличили пенсионный возраст. Для женщин он составляет 56 лет (до реформы - 55 лет), для мужчин - 61 год (ранее - 60 лет).  

Президент Беларуси 11 апреля 2016 года подписал Указ №137, который предусматривает поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев общеустановленного пенсионного возраста и предполагает, что к 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины – в 58 лет. Указ вступил в силу 1 января прошлого года.

Аналогично (на 3 года за 6 лет) будет увеличен возраст, дающий право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет.

Также будет постепенно повышаться и предельный возраст состояния на военной службе военнослужащих.

По оценке, до 2022 года пенсия по возрасту будет назначаться примерно 55 тыс. человек ежегодно.

Непопулярная мера была принята в связи с дефицитом, образовавшимся в Фонде социальной защиты населения (ФСЗН) (на начало прошлого года его величина составляла более 150 миллионов долларов) – об этом сообщал tut.by.

Некоторые эксперты считают, что автоматическое повышение пенсионного возраста ничего не изменит, надо и далее продолжать пенсионные реформы.

Например, эксперты Международного валютного фонда высказывались о том, что для предотвращения дефицита пенсионной системы необходимо провести дополнительные реформы в период до 2023 года. По их мнению, меры могут включать:

- постепенное увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин до 65 лет и последующую его привязку к средней продолжительности жизни;

- переиндексацию пенсионных пособий с учётом инфляции, а не темпа роста заработной платы в долгосрочной перспективе (при сохранении определенного смешанного варианта для минимальных пенсий);

- дальнейшее ограничение практики досрочного выхода на пенсию;

- меры по стимулированию спроса на работников старшей возрастной группы.

Экс-министр труда Беларуси Александр Соснов, в комментарии charter 97 высказал мнение, что повышение пенсионного возраста - это не панацея. Ещё 20 лет назад надо было приступать к серьёзным пенсионным реформам, но этого не было сделано, а сейчас пенсионный фонд перестал в должной мере пополняться, правительство принимает самые простые и примитивные шаги.

Александр Соснов считает, что давно надо было переходить к накопительной или смешанной системе пенсионного обеспечения. Но в Беларуси осталась старая советская система, когда у работающего поколения часть зарплат отчисляется в пенсионный фонд, из которого деньги идут в кошельки старшего поколения, вышедшего на пенсию. А при изменении пропорций работающих и пенсионеров поступления в фонд сокращаются и начинаются проблемы.

По мнению эксперта, есть положительный пример пенсионных реформ в других странах. Почему наши чиновники не провели их вовремя - вопрос открытый.

На размер пенсии по возрасту оказывают влияние два фактора: продолжительность трудового стажа и размер дохода гражданина, с которого выплачиваются взносы в ФСЗН. То есть минимальные зарплаты и изменения в начислении трудового стажа привели к росту показателя людей, получающих минимальную пенсию.

Финансовый консультант из Пинска Николай Буяков считает, что белорусам надо становиться самостоятельными и начинать думать о своей пенсии с молодости:

- От советского прошлого надо уходить, люди продолжают жить одним днём, надеясь на помощь государства. Надо становиться финансово грамотным и самому беспокоиться о старости.

По словам нашего собеседника, в Беларуси уже давно есть механизмы дополнительных пенсионных накоплений:

- В 1997 году Совет Министров Беларуси принял постановление о концепции пенсионной реформы, в котором был прописан переход от солидарной к трёхуровневой пенсионной системе. Это когда есть минимальная государственная часть пенсии, корпоративные отчисления и собственные отчисления работника.

В начале 2000 годов в стране были учреждены две страховые компании, которые занимаются дополнительным пенсионным страхованием: «Стравита» и «ПриорЛайф».

- Одна из них - государственная, вторая - частная, страхование в каждой имеет свои нюансы, но это выход, – считает эксперт.

Интересно, что руководителям белорусских организаций рекомендуется применять практику участия нанимателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии. Крупные компании и банки делают корпоративные отчисления.

- А вот сами работники не очень горят делать свои вложения на старость, а ведь это довольно выгодно, – считает Николай Буяков. Проценты по пенсионному страхованию капитализируются и не облагаются налогом, по пенсионным взносам существует налоговый вычет, страховая сумма не может быть взыскана по суду или поделена при разводе. При достижении страхового случая накопленная сумма может быть получена сразу или частями. В случае смерти застрахованного лица его накопления получат наследники.

Конечно,  участие в долгосрочных программах накопления требует доверия к самим компаниям и финансовым институтам государства. Но независимости Беларуси 27 лет, названым мною страховым фирмам более 16, – подчёркивает Николай Буяков, - так что пора уже сделать свой выбор.

Афиша