23 января 2021, суббота21:20

Общество

Пинск призывают присоединиться к Европейской неделе мобильности

14 сентября 2016, 21:15

Что такое мобильность, каким должен быть город, удобный для жизни, и как повысить рейтинг и стать ближе к Европе – этим вопросам был посвящён семинар в рамках Программы развития ООН и Белорусского союза транспортников.

Что подразумевается под термином мобильность?

Мобильность – это подвижность, то есть возможность человека передвигаться самому или при помощи транспортных средств? — начала свой разговор с аудиторий представитель ПроООН Валентина Леончик. — Мобильность — это не цель, а это средство, чтобы человек мог добраться вовремя без особых потерь (денег и времени) до места работы, учёбы, отдыха, посетить необходимые объекты или получить услуги.

Представитель ПроООН Валентина Леончик призывает Пинск присоединиться к Европейской неделе мобильности

Причём, делать это лучше не на личном автомобиле. Матрица движения может иметь устойчивую и неустойчивую форму. И когда человек больше передвигается на личном автомобиле, то она менее устойчивая. Согласно исследованиям специалистов, в Беларуси средняя наполняемость автомобиля 1,3 человека, и 80% автотранспортных средств просто стоят в течение дня, занимая городское пространство. Поэтому наиболее лучший способ передвижения — это общественный транспорт, велосипед или ходьба пешком  — такую среду стремятся организовать в европейских городах.

Столько места занимают общественный транспорт и его пассажиры, велотранспорт и велосипедисты,  личные автомобили и их водители. Из материалов семинара

Выглядят ли по-европейски белорусские города?

— Недавно в Минске дочка упросила меня сходить с ней в магазин. Так вот, в выходной день от парка Челюскинцев до площади Победы — пустой город, только поток автомобилей, — говорит Валентина. — Мой знакомый эксперт из Германии высказал мнение, что Минск далеко не европейский город. Да, в нём чисто чисто, отремонтированы фасады зданий, но в городе ничего не происходит, некуда сходить, нет маленьких пространств, нет уголков для общения, на улице неудобно разговаривать. В Пинске я впервые, на основании замечаний эксперта можете сами судить, насколько он европейский.

Какой должен быть город?

Город должен быть удобным и уютным. Качество жизни на 1/3 определяется условиями мобильности, удобство города зависит от дорожной сети, отсутствия пустот, наличия общественных мест на улицах и площадях. Когда город строится разумно, то он не расползается вширь. Практически в каждом европейском городе в выходные дни на площадях проводятся концерты, праздники, устраиваются блошиные рынки. Например, в Хельсинки (Финляндия) на центральной площади, где находится президентский дворец, в выходной день проводят рыбный базар. Вечером моют площадь, и всё в порядке. Каждый город, удобный для жизни, имеет свой неповторимый дух и свои особенности.

Какие шаги власти городов применяют для организации удобной среды для людей?

В Европе за пределы городов выносятся промышленные предприятия. Например, в Дортмунде (Германия) на месте бывших угольных шахт сделали озеро, на берегу которого растёт виноград и теперь самая дорогая недвижимости. В бывших промышленных зданиях делают музеи и арт-пространства.

Улицу Первомайскую в Пинске расширили до 4-х полос. Автомагистраль, проходящая через центр города, не соответствует концепции мобильности

Парклеты впервые появились в Сан-Франциско (США). Эти зоны помогают привлекать туристов и повышать розничный товарооборот. Они вносят элементы архитектурного разнообразия в скучный городской пейзаж. Фото green-city.su

Последнее модное явление – устройство парклетов. Это такие открытые зоны отдыха у кафе, ресторанов, магазинов. Причём, их устраивают на местах парковок автомобилей. При их обустройстве применяются нестандартные дизайнерские решения, люди там отдыхают и становятся посетителями близлежащих объектов торговли и общепита. Кстати, специалисты  выяснили, что в тех районах, где пешеходное и велосипедное движение является нормой, оборот торговли увеличивается на 40%. Люди гуляют, им есть куда зайти, они делают покупки.

Развитие велотранспорта помогает в мобильности?

— В Беларуси пока с этим проблемы. Мы попытались решить проблему, когда убрали велосипедистов с проезжей части на тротуары, но начались конфликты с пешеходами. У нас друг друга никто не уважает, — констатирует Валентина Леончик. — В этом вопросе необходим комплексный подход: продуманное строительство необходимой инфраструктуры, просвещение. Также необходимо менять  законодательство для того, чтобы граждане понимали чётко свои права и обязанности. Например, в Европе пешеход может схлопотать приличный штраф, если зайдёт на велодорожку и наоборот. На автодорогах для велосипедистов делают выделенные полосы, автомобилисты обязаны их пропускать.

Фото 7 В Копенгагене (Дания) велосипед можно взять на специальной парковке и пользоваться им. Фото из материалов семинара

По подсчётам специалистов более половины грузов в городах можно производить немоторизованными средствами передвижения. Например, доставка товаров почты может производиться на велосипедах. А это новые рабочие места и не только курьеров, а и в сервисе велосипедов, и выпуске новых моделей, приспособленных, скажем, для шопинга или для полива клумб.

Что такое Европейская неделя мобильности?

Фото из материалов семинара

Европейская неделя мобильности — это международная кампания, которая проходит с 16 по 22 сентября, начиная с 2002 года. Её инициатором является Европейская комиссия по транспорту и Международный союз общественного транспорта. С 2008 года в рамках Недели проходит Всемирный день без автомобиля. Но это только одно из мероприятий этой кампании. Темы Недели были разные: дети, интегрированная мобильность, экология идругие. А в этом году – «Разумная мобильность. Сильная экономика». В 2015 году в мероприятиях Европейской недели мобильности принимали участие 1.873 города из 45 стран.

Как представлена Беларусь в этой кампании?

Неформально в 2013 году начал участвовать Новополоцк. Затем Полоцк и Минск. В этом году будет уже 11 белорусских городов. Достаточно пройти процедуру официальной регистрации. Кстати, Беларусь начала фигурировать в отчётах организаторов, которые заметили сильного игрока. Участие в неделе мобильности повышает международный престиж городов.

Что входит в мероприятия Недели?

Каждый город создаёт свою программу. Это могут быть как разовые однодневные мероприятия, так и ежедневные акции. Это, прежде всего, информационная кампания. Особое внимание уделяется организации безбарьерной среды. Во время кампании мер города-участника рапортует, что было сделано за прошедший период для повышения мобильности, выясняется, какие есть проблемы.

Города соревнуются между собой, обмениваются делегациями, и победители получают призы и возможное финансирование на реализацию долгосрочных программ по улучшению мобильности. Кроме того, города-победители попадают в мировые рейтинги, растёт их престиж, что сказывается на привлекательности для инвесторов.

В Пинске проводится немало мероприятий, подходящих под понятие мобильности. Фото из материалов семинара

Сможет ли Пинск стать достойным участником недели мобильности?

— Могу сказать, что Пинску есть чем похвалиться, — делает выводы Валентина Леончик. — Ведь в вашем городе проводятся велопробеги, создаются велодорожки и пешеходные зоны. Поводятся такие неординарные мероприятия, как парад колясок, велопробег невест. Ваш автобусный парк, наверное, самый лучший в стране.  Но об этом никто не знает. Так что властям надо принять решение, разработать программу мероприятий, пройти регистрацию и стать участником Европейской недели мобильности. Ведь это новые знания и новый опыт. Это коммуникационные платформы, на которых взаимодействуют местные власти и бизнес, учебные заведения, некоммерческие организации. Это консолидирует местные сообщества и помогает решить проблемы формирования удобной городской среды.

Планы развития Пинска. Фото из материалов семинара

Кстати, участником движения повышения мобильности могут стать не только города, но и фирмы, школы, НГО. Например, если вы и ваши соседи решили ездить на работу на велосипедах или владелец бизнеса стимулирует своих сотрудников пользоваться общественным транспортом. Причём, это не ограничивается только рамками одной недели – это можно делать круглый год. И рассказать свою историю успеха можно, зарегистрировав своё мероприятие мобильности.

0 0 голос
Рейтинг статьи

Читайте нас В Яндекс.Дзен

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Все регионы

Мнение пинчан о ВНС

Фото использовано в качестве иллюстрации, vyksavkurse.ru
Председатель колхоза имени М. Горького Василий Горошко на хлебном поле. Фото РИА Новости
Фото иллюстрационное
Скришот видео ТРК
Логишин. Фотография Альфреда Микуса
Фото: © Сергей Мальгавко/ТАСС
Участники пикета после освобождения из ИВС в кругу друзей. Сергей Сахвон третий справа на снимке

Новости компаний

В стране и мире

Фото с сайта businessman.ru
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Фото используется в качестве иллюстрации, со страницы Tessenderlo Group в twitter
Кадр из фильма, ruskino.ru
Фото: www.sb.by
Фото СК
Фото: mosty-zara.by

Полешуки

В фокусе - Полесье

Коронавирус

Для тебя

0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x