В бюджет на 2016 год заложен среднегодовой курс доллара в 18 600 рублей. Об этом 3 декабря в парламенте проговаривается журналистам первый заместитель председателя правления Нацбанка Тарас Надольный.
«Закладывался прогноз бюджета, и цифры по среднему курсу прогнозировались — примерно 18600 за доллар», — говорит эксперт Нацбанка. Где-то в это же время реальный курс американской валюты на белорусской бирже достигает 18085 рублей.
В интернете и на кухнях над Надольным сразу же начинают смеяться. Но старший аналитик «Альпари», финансовый эксперт Вадим Иосуб объясняет в комментарии Еврорадио, почему шутить над 18600 не стоит.
«Эти 18600 никоим образом не являются нормативным показателем, которого нужно обязательно достичь. Вообще, к чему в бюджете прогноз курса доллара? Бюджет полностью рассчитывается исключительно в белорусских рублях. Но понятно, что есть какие-то цифры, связанные с импортом, экспортом. С выплатами по внешним кредитам. Всё это связано с курсом иностранной валюты», — говорит Иосуб.
Если покопаться в прогнозах среднегодового курса доллара в проектах бюджетов на прошлые годы, то сразу заметна необязательность цифры. 2012 год: в проекте бюджета на 2013 год заложен курс 8950 рублей за доллар, реальный составил 8875. 2014: прогноз 9500, реальный — 10215. 2015: прогноз 11400, реальный (за январь-ноябрь) — 15 661.
Вадим Иосуб объясняет, что авторы бюджета при всём желании не смогли бы предсказать более-менее реальный средний курс на следующий год. Проект бюджета начинают составлять тогда, когда это сделать просто невозможно:
«Бюджет, как я это понимаю, начинают разрабатывать в конце весны—начале лета. Понятно, что в такой период, по сути — в первую половину года, дать более-менее адекватный прогноз по среднему курсу доллара на следующий год, особенно в наших условиях, достаточно сложно. При этом, начало лета — это как раз такой момент, когда ошибка по прогнозу курса не будет смертельной и не сможет значительно усложнить нашу жизнь».
Так что, до цифры 18600 можно серьёзно не относится. Другое дело — прогноз на инфляцию. Как показывает практика, её реальный уровень тоже сильно отличается от прогнозируемого белорусскими властями.