15 октября 2021, пятница00:22

Культура

Репетитор о школьной реформе: «Отменить поступление с 6 лет и выпускные экзамены»

8 июня 2016, 21:32

Андрей Григорьев, педагог в третьем поколении, репетитор с многолетним опытом работы в белорусской школе, высказывает свое мнение о том, какая реформа нужна нашей системе образования.

Общественный резонанс, вызванный моими последними статьями, свидетельствует об одном — необходимости большой и кардинальной реформы института школы. Многие родители и учителя задают один и тот же вопрос: «Что делать?». Видимо, потому, что с вопросом «Кто виноват?» уже все ясно — виновата школа.

В любом конфликте есть две стороны, причем каждая считает себя правой. По мнению родителей, на учителя возлагается вся ответственность за воспитание и образование детей. Даже если учителя оскорбляют, он должен терпеть, понять, простить, найти подход и по-христиански подставить вторую щеку для повторного оскорбления. И тогда он будет не просто хороший учитель, а гениальный. Что должны делать родители — они, похоже, знают сами: треснуть по этой щеке, чтоб неповадно было.

Мне думается, корни проблемы в том, что с самого начала отношения школы и семьи не были регламентированы. С советских времен все, что происходит в стенах учебных заведений, говоря современным языком, воспринимается «по умолчанию»: роль школы — воспитательно-образовательная, роль родителей — наблюдательная. Иногда — наказывающая. Похоже, пришло время расставить все на свои места, что я и попытаюсь сделать.

Нужно честно признать, что подобное распределение ролей больше не работает. Воспитание и формирование личности не могут быть главной задачей школы. Хотя бы потому, что невозможно поставить «воспитание личности» на поток. Можно заниматься идеологической работой (как одной из составляющей процесса), можно пробуждать интерес к тем или иным дисциплинам. Можно корректировать поведение в обществе, поскольку школа не что иное, как его уменьшенная копия. Но невозможно создать конвейер, на котором, как в кузнице, будут ковать успешных и послушных граждан. В противном случае это уже не школа, а Северная Корея.

Формирование личности — долгий, часто болезненный процесс. И начинается он в семье, с того самого момента, как новорожденного приносят туда из роддома. В древнем Китае даже считали, что все начинается едва ли не с момента зачатия. К шести годам, ко дню, когда ребенок идет в школу, механизмы формирования личности давно запущены и работают со скоростью моторов сверхзвуковых самолетов.

Какое влияние может оказать школа? С одной стороны — прямое. Когда мой старший сын пошел в первый класс, он принес оттуда всё, включая мат и попытки покурить. Не сомневаюсь, что его этому учили не педагоги, но, что это произошло там — несомненно. С другой стороны, это прямая обязанность родителей — разъяснять и воспитывать. Школа выступает дополнительным средством. Впрочем, как и улица, как и интернет, как и телевидение.

Итак, основная роль школы — давать образование. То, чего подавляющее большинство родителей не могут сделать самостоятельно. Этот факт должен быть четко озвучен и документально зафиксирован. Где? Предлагаю во всех школах ввести обязательный контракт с родителями. В контракте прописать все нюансы: роль и цели школы (давать знания), требования к внешнему виду, стоимость учебников и дополнительных занятий/пособий, правила поведения в учебном заведении и на уроках, способы и этапы решения конфликтов, обязанности и права учителей, обязанности и права учеников и т.д. Да, некоторые моменты существуют и сейчас, но существуют в размытой форме устной договоренности между двумя сторонами. И поэтому трактуются так, как сторонам выгодно в той или иной ситуации. Ясный и юридически грамотный документ помог бы снять большую часть проблем еще до их появления.

Вопрос безопасности касается не только учителей, но и учеников. Нужно оборудовать школы системами, контролирующими доступ в здание (в некоторых школах они уже есть), и видеокамерами, которые начинают работать за пятнадцать минут до открытия дверей и заканчивают через полчаса после закрытия. Камеры обязательно должны быть не только на входе, но и в коридорах, и в классах. Желательно с возможностью записывать звук. Это поможет при разрешении любых конфликтов: от травм, полученных во время перемен, до споров с учителями «кто прав — кто виноват».

В рамках школы надо создать группы из администрации, учителей, родителей и старших учеников, возможно, участкового милиционера для рассмотрения возникающих проблем и поисков решения. Для особо спорных и тяжелых случаев — организовать при Министерстве образования специальный отдел. Откуда взять средства? Мы все с вами — налогоплательщики. Из налогов родителей выделить отдельной графой налог на образование (это не новый налог, а именно часть суммы, которая поступает в бюджет) и направлять его прямо на счет той школы, где обучается ребенок. Родительские комитеты классов делегируют по одному представителю в «общешкольный» комитет, который будет контролировать распределение средств на нужды классов или всей школы. Кстати, таким же способом можно решить извечную проблему «поборов» на ремонт, выпускные и т.д. Я понимаю, что технически это сложно, но не стоит ли немного напрячься, если в результате все вздохнут свободно?

Весь учебный процесс стоит разделить на три части со своими задачами и целями.

Начальная школа. Отменить поступление с шести лет, это, похоже, ясно большинству родителей. Первые три года: письмо (ежедневно), начальный счет, чтение (ежедневно), белорусский и английский языки (ежедневно), предмет, который можно условно назвать «искусство» — совмещенные рисование, труд, лепка, музыка, творческие проекты и знания об окружающем мире. Плюс со второго класса то, что называется IT. Насколько я помню, Парк высоких технологий уже выступил с подобной инициативой. В программу по чтению включить современные книги из разных стран и классические вещи. Обязательное заучивание стихов наизусть. Уроки физкультуры (в виде спортивных игр и соревнований) или просто прогулки на свежем воздухе — каждый день.

Средняя школа (10−15 лет). Классический набор предметов, которые снова делим на три части: «наука» (математика, физика, химия, биология); «гуманитарные предметы» (литература, языки, история, география); «искусство» (живопись, скульптура, театр, музыка). Два уровня: базовый и высокий. Выбирается самим учеником и его родителями. Возможность перехода с одного уровня на другой. Цель — показать ценность и интерес каждого предмета и помочь понять ребенку, что ему нравится. В конце — экзамены по 4−5 предметам на выбор ученика.

Старшая школа (15−17 лет) должна быть только для тех, кто хочет поступать в университет. Изучаются три предмета, необходимые для сдачи ЦТ. Цель — отличные баллы и гарантированное место в вузе. Попасть сюда можно только после экзаменов по выбранным предметам.

Надо отменить выпускные экзамены. ЦТ вполне достаточно.

Разрешить частные школы. При этом инициатива должна исходить в первую очередь — от Министерства образования. Это поможет не только дать возможность выбора родителям, но и снять определенную финансовую нагрузку с государства.

Реформу проводить поэтапно, а не с первого сентября следующего года. И не во всех классах сразу, а только с нового набора. Все остальные — доучиваются по старым программам. Подготовка первого этапа — начальной школы — займет четыре года. Почему? Потому, что за это время можно будет не только подготовить качественные учебники и пособия, но и воспитать новое поколение учителей. А полностью на изменения в школе понадобится десять лет.

Конечно, десять лет — большой срок для жизни одного человека. Но если вместо того, чтобы сотрудничать, родители и учителя будут выяснять отношения, ничего не изменится.

Давайте не тратить время на взаимные упреки. Давайте строить будущее нового поколения. Некоторую его часть мы уже упустили. Но шанс провести свою старость в человеческом, а не зверином обществе у нас ещё есть.

0 0 голосов
Рейтинг статьи

Читайте нас В Яндекс.Дзен

Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments

Все регионы

Мебель из лозы своими руками

Фото Пинского горисполкома
Снимок носит иллюстративный характер /Фото: sport24.ru
Фото УВД
Фото из архива МП
Фото использовано в качестве иллюстрации / Фото из архива Медиа-Полесья
Фото из архива МП

Новости компаний

В стране и мире

Фото из архива МП

По итогам трёх кварталов производство сельхозпродукции упало на 6,6%

Производство сельхозпродукции во всех категориях хозяйств упало на 6,6% до 17,7 млрд рублей на фоне более низкого урожая, чем в прошлом году.

Полешуки

В фокусе - Полесье

Коронавирус

Для тебя

0
Будем рады вашим мыслям, пожалуйста, прокомментируйте.x
()
x