Столин

Самородок из глубинки Полесья: «Вернусь в Беларусь, если образование и наука здесь будут финансироваться на достойном уровне»

Победитель республиканских предметных олимпиад по физике уезжает учиться в Москву.

Павел Флорьянович

Павел Флорьянович родился, вырос и получил среднее образование в самой, что ни есть, глубинке Полесья – деревне Оздамичи Столинского района. До райцентра отсюда порядка 80 километров, до Бреста – 320, до Минска – более 400.

Перед ним, обладателем диплома 2 степени заключительного этапа республиканской предметной олимпиады по физике, сегодня открыты двери многих вузов страны. А он уезжает учиться за 1000 километров от дома – в Россию, в Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет). Он уже зачислен, он – студент.

Не патриотично, скажут некоторые. И даже намекали на то, призывая выпускника школы продолжить учебу в Беларуси. К таким намекам Павел относится спокойно. Физиком-теоретиком, говорит он, можно стать и в Беларуси, а он мечтает ещё и экспериментировать в этой области. Потому и принял приглашение Московского физико-технического института, самого авторитетного, как он считает, вуза на территории СНГ.

С классным руководителем Валентиной Степановной

– Павел – человек целеустремленный и очень старательный, – говорит о нём классный руководитель Валентина Микулич, учитель белорусского языка и литературы. – 22 года я работаю в школе, но таких учеников прежде не встречала.

Валентина Степановна с радостью приняла предложение журналиста сфотографироваться вместе с Павлом.

– Кто знает, может быть, таких учеников у нас больше не будет. Павел мог участвовать в олимпиаде по любому предмету и вернуться домой с дипломом 1-2 степеней. Но главным предметом для себя он всё-таки выбрал физику.

В школьной лаборантской

Интерес к физике Павлу привила Елена Петровна Коваль, она преподавала этот предмет до 9 класса. В 8 классе её способный ученик принял участие в районной олимпиаде и стал её победителем. На следующий год он показал 21-й результат на областном уровне, а ещё через месяц основательной подготовки поднялся на 11место в рейтинге знаний.

У парня появился мощный стимул для учёбы. И через год он уже обладатель дипломов 2 степени по химии и математике, диплома 1 степени по физике на областном уровне и диплома 3 степени по физике на республиканском. У него появилось право свободного посещения школы, и он этим правом воспользовался, чтобы усиленно готовиться к новым предметным олимпиадам.  

Для проведения практических занятий по физике учреждение образования предоставило Павлу лаборантскую и необходимое для этого оборудование. Итог самоподготовки: диплом 1 степени по физике, астрономии и финансовой грамотности на областном этапе республиканской олимпиады и дипломы 2 степени по физике на третьем и заключительном этапах.

 По какой из четырех вариантов наклонной плоскости металлический шарик будет бежать быстрее. Павел проводил опыты на приборе, который сам же и смастерил

Павел с родителями и сёстрами

В большой и дружной семье Флорьяновичей пятеро детей: Мария, Анна, Павел, Ольга и Даша. Дочь Анна уже замужем, живет отдельно.

– Конечно, хотелось бы, чтобы Павел учился в Беларуси, был поближе к нам, – говорит мама Ольга Ивановна. – Имел бы возможность на выходные приезжать домой, и продуктовые посылки ему проще было бы отправлять. Парню ведь нужно хорошо питаться. Насмотрелись мы за эти годы на его учёбу. Ежедневно просыпался в половине шестого утра и сразу садился за учебники, за компьютер. В школу на первый урок частенько опаздывал. По той причине, что засиживался над решением какой-либо трудной задачи. Поначалу учителя делали замечания, а потом поняли, что он не просто так опаздывает. После победы на республиканских олимпиадах ему разрешили заниматься самостоятельно. И эти занятия продолжались у него по 10-12 часов в день. Когда выходил из своей комнаты передохнуть, казалось, что он весь день работал физически. Таким измученным выглядел…

Павел с мамой Ольгой Ивановной

– Я видел, что график своих занятий он организовывал, делал перерывы, – добавляет Павел Григорьевич, отец Павла. – Поэтому мы не мешали ему, а, наоборот, помогали. Привлекали к физической работе, чтобы он хоть на какое-то время оставлял учёбу. А в выходные и праздничные дни Павел вообще не занимался. В такие дни своё время он посвящал богословию, участвовал в богослужениях, учился читать проповеди и помогал людям правильно понимать библию.

Павел Григорьевич

После успешных выступлений на заключительном этапе республиканской олимпиады по физике, ученика 11 класса Оздамичской средней школы Павла Флорьяновича включили национальную сборную для участия в международной олимпиаде. Он стал шестым номером (запасным). На тот случай, если кто-нибудь из пятёрки основного состава не сможет в ней участвовать.

– Конечно, можно было бы выбрать для получения высшего образования американские, немецкие, польские вузы, как это сделали некоторые мои знакомые по участию в республиканских олимпиадах. Но там для учёбы нужен хороший «золотой запас», – говорит Павел. – А в Москве за учёбу платить не нужно, её оплачивает российское правительство. К тому же на первом году обучения «олимпиадников» поддерживают материально, выплачивают дополнительную стипендию, что также немаловажно для студента. Не нужно отвлекаться на поиск источника пропитания. Институт имеет солидную исследовательскую базу, взаимодействует со всеми ведущими вузами мира, его диплом всюду имеет вес. В моих планах закончить институт, магистратуру, поступить в аспирантуру. Мне интересны квантовая физика, теория великого объединения…

- Если у тебя все удачно в жизни сложится, чем ты готов помочь родной стране?

- Я бы подумал над созданием в Беларуси курсов по углублённому изучению физики. Такие курсы есть в России, Украине. В Беларуси их нет.

– А вернуться в Беларусь?

– Я вернусь, если образование и наука будут финансироваться на достойном уровне. А пока что в ведущих вузах страны физики в лабораториях работают на старом советском оборудовании...

 

Афиша