29 марта 2024, пятница13:09

В Большом адронном коллайдере ищут “темную материю”

3 июня 2015, 14:10

В Большом адронном коллайдере начались эксперименты по поиску "темной материи", сообщает Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН), курирующая крупнейший в мире ускоритель заряженных частиц. Это произошло более чем через два года после вынужденной остановки ускорителя.

Эксперименты начались около 7 часов утра по местному времени (8 утра по московскому). Следить за их ходом можно в официальном блоге ЦЕРН.

Ученые надеются, что при помощи коллайдера в ближайшем будущем смогут приблизиться к разгадке существования “темной материи” – это гипотетическая форма материи, не испускающая электромагнитного излучения, что делает невозможным ее прямое наблюдение.

Для того чтобы добиться желаемого и определить, действительно ли существует такая материя, ученые собираются вывести работу коллайдера на невиданную доселе мощность – 13 тераэлектронвольт. Это почти вдвое больше, чем энергия первого запуска ускорителя.

“Это будет означать начало второго сезона работы БАК, который распахнет двери для новых открытий”, – говорится на сайте ЦЕРН.

Тестовые запуски в 27-километровом закольцованном тоннеле, залегающем на глубине в среднем 100 метров на границе Франции и Швейцарии, начались еще в апреле, когда БАК был открыт после ремонта.

“Открыть кран”

Эксперименты проводятся на ускорителе следующим образом: ученые направляют протонные пучки в параллельный двойной тоннель коллайдера таким образом, что протоны движутся по кругу в разных направлениях. При этом в тоннеле есть несколько точек пересечения, где разогнанные частицы сталкиваются.

Специальные детекторы снимают информацию о процессах, происходящих при столкновениях, и отправляют ее в центр управления, где ученые анализируют данные.

“Именно сейчас мы по-настоящему получим доступ к релевантной информации о столкновениях на мощности 13 тераэлектронвольт. Это немного напоминает то, как вы открываете кран”, – говорит профессор Дэн Тови из Университета Шеффилда.

“На протяжении следующих нескольких месяцев частота и мощность столкновений значительно возрастут, и к середине лета у нас будет уже достаточно данных, чтобы начать изыскания за пределами Стандартной модели, к которым мы не могли приступить при прежней мощности коллайдера”, – надеется ученый.

Одним из достижений первого сезона работы подземной установки, официально запущенной осенью 2008 года, стало предполагаемое открытие бозона Хиггса – частицы, благодаря которой другие частицы обретают массу.

На Большом адронном коллайдере работают исследователи со всего мира. Сообщалось, что из трех тысяч ученых, задействованных в проекте, около 300 – российские физики.

Фото: ТГ унинецкого райисполкома