Реклама Google

В стране и мире

В Минске будущие водители ночуют в очереди, чтобы сдать вождение в ГАИ

11 июля 2014 | 06:40 Происшествия tut.by

"Вот смотрите, в списке сейчас (6.45 утра в четверг. - Прим. AUTO.TUT.BY) 70 человек, до начала рабочего дня еще наберется. Вчера было 130 желающих и одна машина. По три-четыре дня стоим". Выпускники автошкол, не сдавшие экзамены в ГАИ с первого раза, с группой, говорят о том, что попасть в автомобиль проверяющего в МЭО ГАИ на улице Семашко практически нереально, формируют очередь еще вечером предыдущего дня и ночью отмечаются - проводят перекличку.

В 6.45 утра на местном проезде улицы Семашко - у так называемой среди курсантов "Стены плача" - кто-то кутается в одеяло, позевывая после ночи, кто-то, сонный, в очередной раз бредет к бетонному парапету, чтобы отметиться, со стороны стоянки для автомобилей - там, в машинах, вчерашние курсанты спят. Рассказывают, что еще в прошлую среду на газоне у МЭО стояла палатка, в которой ребята по очереди спали и контролировали списки и свою очередь. Правда, "пришли милиционеры и попросили ее убрать".

 Дмитрий Брушко. TUT.BY

На парапете - список, прижатый "грузиком", чтобы не сдуло ветром. Там несколько десятков фамилий, написанных разным почерком, рядом группка людей: "Это не все, на ночь разошлись, к 9-ти все подтянутся". Процентов 70-80, говорят, повторяются из списка в список - люди стоят на Семашко по три-четыре дня. Ребята здороваются с вновь подходящими - несколько дней, проведенных вместе у "Стены плача" заставляют познакомиться и едва ли не подружиться.

 Дмитрий Брушко. TUT.BY
"А как тут пойдешь сдавать, если машин не дают?" - устало говорит Дмитрий. Парень приезжает на Семашко уже третий день подряд и уверен, что повезло хоть в одном - "не работаю, отпрашиваться не надо". Остальные наперебой рассказывают, как берут отгулы, дни за свой счет или тратят на очередь часть отпуска.

Смотрите, вот было вчера 130 человек на одну машину. Четыре курсанта - на каждый круг проверяющему нужно не менее 40 минут: по 10 в среднем на каждого. Рабочий день у них с 8 до 17(или с 9 до 18 - Прим. Ред.) с перерывом на обед - 8 часов. Несложно подсчитать, что если принимать "конвейером", то это максимум 50 человек. Но, наверное, и пятидесяти не успевают. Остальные 70 остаются на завтра, подтягиваются новые - замкнутый круг...

Всех потенциальных водителей на Семашко можно разделить на три группы: тех, кто сдает первый раз с автошколой - у них экзамены принимают по графику, в определенное время; тех, кто сдает второй и более разы и предварительно записывается в МЭО ГАИ на определенное время и тех, кто вынужден ждать своего шанса, самоорганизовавшись в живую "документально зафиксированную" очередь.

 Дмитрий Брушко. TUT.BY

Недоумеваем, почему же не записываются в ГАИ? Ребята признают, что да, тех, кто идет по записи, принимают в определенное время - "Ну плюс-минус час не считается, непринципиально совсем", - но проблема-то и в том, чтобы записаться!

Вот смотрите, вчера записывали на дату чрез три недели. Три недели! Не у всех осталось столько времени для ожидания. После первой неудачной попытки сдать практику есть три месяца, чтобы не "сгорела" теория, после каждой неудачной попытки в городе тоже есть срок, в течение которого нельзя снова пробовать, - объясняет девушка, которой "осталось две недели - и все, начинай сначала".

 Дмитрий Брушко. TUT.BY

Но и не только сроки поджимают. Ребята говорят, чтобы записаться... нужно выстоять едва ли не такую же очередь. "Представляете, 21 век, а ни о записи через интернет, ни даже о телефоне речи нет! Приезжай и стой в такой же живой очереди - может, запишешься".

 

"Вас тут не стояло!"

 Дмитрий Брушко. TUT.BY

Списочная очередь отличается от живой тем, что всегда находятся люди, не желающие вникать, что кто-то здесь со вчерашнего вечера, а кто-то потратился на такси и приехал в 4 утра. "Иногда говорят: а что нам наши списки! Вас сейчас здесь физически сколько? Двадцать? Ну так я двадцать первый - и не волнует!" Конфликты, признают ребята, случаются, но редко: в основном, все в одинаковом положении, и скорее подбадривают друг друга, нежели ссорятся.

 Дмитрий Брушко. TUT.BY

...Маленький Павел в 7 часов утра задорно бегает по тротуару с машинкой на веревочке. Его мамаТатьяна приезжает на Семашко уже не первый день, и сегодня Пашу было не с кем оставить - малыш проведет в очереди какое-то время, пока не папа не освободится и не заберет сына домой. "Сегодня хоть погода обещает быть не такой жаркой, вчера чуть не поумирали на этом солнцепеке. Хоть бы навес какой поставили, подумали о людях". Пашин папа, кстати, только в последние сутки был здесь дважды: вначале около полуночи записал жену в новую очередь, потом, среди ночи, вставал и приезжать отмечаться, рассказывает Татьяна.

 Дмитрий Брушко. TUT.BY

Спрятаться от солнца у здания МЭО действительно негде: единственное крытое строение - курилка, рядом - туалет. Естественно, платный - 5 тысяч рублей. Работает только в часы работы МЭО, так что пока в ГАИ экзамены не принимают, будущие водители ищут ближайшие кусты. "Если бы туалета не было, гаишники по такой жаре дня за три решили бы проблему очередей - иначе ой как плохо бы здесь пахло", - смеются курсанты. Отойти из очереди поесть, ребята говорят, можно, и есть куда - рядом кафе и магазин, но почти у всех - с собой вода и перекус.

 Дмитрий Брушко. TUT.BY  Дмитрий Брушко. TUT.BY

Большинство курсантов, кстати, не хотят фотографироваться: "Ну вот прочитают они[сотрудники ГАИ], что мы тут жалуемся - вообще не сдадим. Их все бесит: посмотрел не так, улыбнулся не так, дверь прикрыл не так - бесит... Не надо нас показывать и фамилии называть".

 

Начальник МЭО ГАИ: "Я бываю на Семашко каждое утро и каждый вечер - никто там не спит на земле, все, кто хочет, успевают сдать экзамен. Если вдруг нет - тому есть объективные причины"

Если они [выпускники автошкол] хотят стоять в очередях и писать списки - пожалуйста, это их выбор. Но скажу вам честно - я бываю на Семашко каждое утро и каждый вечер - никто там не спит на земле, все, кто хочет, успевают сдать экзамен. Мы предоставили им возможность цивилизованно приехать, записаться на строго определенное время и проходить экзаменационные испытания. Ежедневно, с 9 до 12.30, каждые полчаса наши инженеры по предварительной записи принимают группы до 30 человек - это те, кто не хочет страдать и жаловаться, кому удобнее приехать и записаться. На три недели вперед запись? И что? В России эти сроки растягиваются на месяцы - совершенно официально! - эмоционально поясняет AUTO.TUT.BY сложившуюся ситуацию начальник МЭО ГАИ Минска Дмитрий Савощенко.

По словам представителя Госавтоинспекции, инженеры МЭО не могут принимать тех, кто сдает экзамен второй и более раз (здесь их называют "двоечниками"), пока не пройдут плановые группы и предварительная запись.

По правилам протяженность экзаменационного маршрута для одного курсанта не может быть менее 4 км, так что и время мы сократить не можем.

По словам Дмитрия Игоревича, основные причины очередей из "двоечников" - сезонность и низкий уровень подготовки водителей.

Большинство тех, кто сейчас стоит под ГАИ - студенты дневной формы обучения. Они специально так подгадывают время обучения в автошколе, чтобы сдавать экзамены после летней сессии. Не сдают с первого раза - и ходят потом все лето. Любой директор автошколы расскажет вам, что в сентябре среднее количество обучающихся в новом наборе - человек 12-15, после нового года же в группы едва помещаются 30 человек. Да и у нас в сентябре не то, что очередей нет - на целый рабочий день инженера желающих не набирается.

Нужно, по его словам, учитывать и отпускной период - из 5 инженеров, постоянно принимающих практический экзамен, часть летом по очереди уходит в отпуска.

Что касается нехватки машин, то это, по словам Дмитрия Савощенко, "полная неправда". Машин хватает, но...

Большинство автомобилей - Lada Priora. А вы бы видели глаза девушек - выпускниц автошкол, когда они видят "ладу"! Курсанты сами отказываются от наших машин, приплачивают - неофициально, естественно, - инструкторам частных "чужих" автошкол, чтобы те дали им возможность сдавать на Skoda или VW.

Майор Савощенко недоволен и уровнем подготовки водителей: по его словам, все меньше выпускников частных автошкол сдают экзамены с первого раза - именно они, по его слова, и формируют эти очереди. На которые, получается, ГАИ повлиять никак не может - но и "разрулить" ситуацию ни у кого тоже нет объективной возможности.

Автор: Анна Рудь