19 марта 2024, вторник14:22

Общество

Виталий Коротыш: «Никакие перемены не даются легко»

10 февраля 2021, 8:06

Этот человек хорошо известен в Лунинецком районе: амбициозный, политически подкованный, смелый. Получив опыт в пяти избирательных кампаниях, планирует участвовать в «Сходе». Виталий Коротыш – о сегодняшней системе, планах, и не только – в интервью «Медиа-Полесью».
Виталий Коротыш родился в Кожан-Городке в 1984 году, учился в местной школе. Закончил Столинский аграрно-экономический колледж по специальности «Экономика и управление». Высшее образование получил в Белорусском государственном экономическом университете. Специализация – «Государственное управление». Дипломный проект – «Сотрудничество государства и общественных организаций». Также получил диплом Университета им. Марии-Кюри Складовской (Польша), факультет Права и Администрации. Работать начинал в колхозе в д.Лахва. Затем был директором Дребского Дома культуры. Работал директором SOS-Детской деревни Боровляны. Был опекуном детей-сирот и руководил проектами помощи семьям в беде и онкологически больным детям. Женат, воспитывает дочь. Владеет белорусским, английским, польским и итальянским языками. В данное время работает руководителем отдела социологических и маркетинговых исследований в исследовательской компании в Минске. 

«Попасть в парламент – не цель, а средство»

– Виталий, расскажи, о своём опыте участия в избирательных кампаниях.

– Участвовал в пяти кампаниях: двух – в Парламент и трёх – в местные Советы. Результат один – меня не пропустили ни разу, даже в сельский Совет. Причина, по которой система не пропускает нежелательных для себя людей понятна, – это страх «как бы чего не вышло» на местном уровне и страх посерьёзнее, на высшем уровне. Из-за этого страха к переменам и к неизвестному тянется шлейф других проблем.

– Какие выводы для себя сделал?

– Выводы разные. Для себя я решил, что обязательно добьюсь поставленной цели попасть в Парламент. Точнее, это не цель, а средство. Цель – способствовать разумным рыночным и демократическим реформам.

– Какие, на твой взгляд, необходимы первоочередные изменения в стране?

– Необходимо реформировать местное самоуправление. И тут не нужно ничего выдумывать – есть лучшие европейские практики, есть опыт ошибок соседних стран. Например, Хартия местного самоуправления.

Все ресурсы и полномочия должны находиться там, где оказываются услуги населению, то есть в районе, на местах. И власть на местах должны выбирать люди, у неё должны быть полномочия, и она должна нести ответственность за свою работу перед людьми.

У нас были и ещё остаются шансы на улучшение ситуации.

Я уверен, что попытка повернуть страну обратно в Советский Союз только затаскивает нас в пропасть и потуже затягивает долговую петлю.

Сегодняшняя система – это мощная машина подавления воли и инакомыслия. Подобные системы были и есть ещё в некоторых странах.

«Законность подменяется силой»

– Лунинец не стал исключением в проведении акций солидарности с задержанными, многих судили по 23.34. Твоё мнение на этот счёт?

– Меня это тоже не обошло стороной, задерживали. Мнение тут может быть только одно – это абсурд. Люди имеют право на мирное выражение своей гражданской или политической позиции. Это закреплено не только в Конституции, но и в международных документах, подписанных Беларусью. Попытки оправдаться какими-то отсылками к административному Кодексу и к спешно дописанным статьям –  это торжество страха и безответственности за будущее. Запрещают ходить в одежде неправильных цветов, вывесить у себя во дворе или на балконе полотенце неправильной цветовой гаммы.

Национальный герб и флаг – это народное достояние, а не запретный символ.

С таких ограничений начинался геноцид евреев – сначала им было запрещено сидеть на лавочках, затем посещать магазины вечером, а затем и расстрелу общество не противоречило.

– После президентских выборов ты был в числе инициаторов письменного обращения в исполком и прокуратуру против фальсификаций выборов, собирал подписи. В итоге тебе было объявлено прокурорское предупреждение… Что из всего этого ты для себя вынес?

Во время сбора подписей против фальсификации выборов в Лунинце с Геннадием Захаркевичем
Во время сбора подписей против фальсификации выборов в Лунинце с Геннадием Захаркевичем

– Этот опыт полезен пониманием того, что никакие перемены не даются легко. Будут люди, которые настолько вжились в систему, что не видят ни правды, ни здравого смысла. Ответственность за будущее страны подменяется понятием преданности власти или определённой системе. Законность подменяется силой. Это также связано со страхом, ведь если человека долго держат в страхе, он считает это нормальным и начинает распространять страх на подчинённых и в целом на окружающих людей.

Сила власти должна проявляться не в подавлении воли, не в избиении граждан. Сила власти – в ответственности перед народом.

«Чиновники говорили, чтобы «одумался…»

– Что для тебя Лунинетчина?

– Маці – Беларусь. Тата – Лунінец. Это моя родина и мои корни. Однажды, как и говорил в начале, я буду работать для блага своего района в Парламенте или иной форме.

– После рождения ребёнка вы жили с семьёй в родовом доме в Кожан-Городке. А почему решили уехать в столицу?

– Причина проста – нет работы, а для собственного бизнеса нужны инвестиции.

После моей первой избирательной кампании у меня ещё «был шанс» найти место в системе. Тогда я работал директором СДК в Дребске, у меня были одни из лучших показателей в районе. Чиновники из исполкома говорили, чтобы я «одумался», обещали устроить секретарём БРСМ и продвинуть по должности. Но я отказался. Мне ответили, что в таком случае места в районе для меня больше не будет и посоветовали уезжать. Надо сказать, слово сдержали – уволили. Потом меня отказывались принять на работу не только государственные, но и частные фирмы в районе. Иногда уже просили приносить трудовую и оформляться – но в последний момент извинялись и отказывали. Как правило, это делалось после звонка «сверху». Не знаю кому из структур это нужно – ведь я разделяю политику и профессиональную деятельность. Пришлось искать работу в столице. Там много наших сейчас, большинство не из-за политики уехали – просто нет нормальной работы.

– Чем занимаешься сейчас?

– После того, как я потерял работу в районе, поработал в общественной организации. Реализовывал международные проекты с Минархитектуры и  Национальным Кадастровым агентством. Находили спонсоров для небольших проектов в различных городах и деревнях Беларуси. Предлагал и нашему тогдашнему председателю исполкома – но он испугался и отказался. А в некоторых районах власти не так запуганы, как в Лунинецком, и с удовольствием участвовали в конкурсах проектов. Мы устанавливали детские площадки, обустраивали дворы, устанавливали памятники и даже открывали музеи в регионах.
Затем я стал работать директором SOS-Детской деревни в Боровлянах. Работа очень сложная, но интересная. Я был опекуном детей-сирот.

В SOS-Детской деревне Виталий помогал и детям из Лунинецкого райна. Фото из личного архива
В SOS-Детской деревне Виталий помогал и детям из Лунинецкого райна. Фото из личного архива

Организация помогает не только сиротам, но и семьям в кризисе, защищает женщин от домашнего насилия.  Работают приюты и социальные центры. Там я проработал несколько лет. Тепло вспоминаю этот период, встречаемся иногда с бывшими воспитанниками и коллегами.

А сейчас я работаю в исследовательской компании, которая проводит социологические опросы и маркетинговые исследования. Это тоже очень интересно и позволяет быть в курсе настроений и мыслей всего общества.

С женой и дочерью
С женой и дочерью

«Нет гарантий, что инакомыслие будет подавляться»

– Виталий, как ты решил выдвинуться на «Сход»? По твоему мнению, имеет ли эта инициатива перспективу, и что от неё ожидаешь?

Я узнал о «Сходе» в интернете, заполнил заявку…  Не питаю иллюзий. В первую очередь, вижу этот форум как платформу экспертов для свободного и разумного обсуждения проблем, возможных реформ и будущего страны. Вряд ли это станет каким-то политическим органом.

– Твоё видение: не станут ли выдвиженцы «Схода» очередными мишенями для силовиков?

– Возможно. Нет никаких гарантий, что всё инакомыслие не будет подавляться самым жестоким образом.

– Не боишься ли ты оставаться в Беларуси?

– Сколько можно бояться? Уехать у меня была уже куча возможностей. Но тут мой дом, родные и друзья. Я побывал во многих странах, но дома лучше. Хотя не зарекаюсь…

– Каким видишь будущее страны?  

У нас есть шанс стать передовой страной. Но для этого нужны перемены.

Развитие бизнеса невозможно без конкуренции и предпринимательской свободы. Развитие общества невозможно в страхе, среди насилия, при избирательном применении норм права.

Я надеюсь на лучшее, ведь у нас прекрасный и дружный народ. У нас всё получится – мы выдержали Чернобыль, тяжёлые 90-е – переживём и этот период трансформации.

Проголосовать за Виталия Коротыша на платформе народных представителей можно здесь.

В архиве «Медиа-Полесья» сохранилось интервью Виталия Коротыша, которое он дал нашему порталу ещё в то время, когда жил с семьёй в Кожан-Городке.


Все регионы

Так горела Зима в Пинске
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: drive2.ru
фото: Пинский телеграм
Деревня

В стране и мире

Фото из соцсетей
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: pixabay.com
Константин Кольцов
Скриншот: Netflix / YouTube
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: Евгений Разумный/Ведомости
Блокпост. Фото:

Полешуки

Очень вкусно

В фокусе - Полесье

Для тебя