19 марта 2024, вторник06:06

Общество

«Вступая, говорили, что хотят в конце жизни стать членами партии, которая борется за благополучие людей». Как 30 лет назад в Пинске зарождалась «Грамада»

2 марта 2021, 17:35

Белорусская социал-демократическая партия «Грамада» 3 марта отмечает 30-ую годовщину. Виктор Ярошук, первый председатель Пинской городской партии БСДП «Грамада» вспоминает, с чего всё начиналось.

Со дня проведения учредительного съезда, на котором было объявлено о том, что партия становится правопреемником первой белорусской партии БСГ (Белорусской Социалистической Грамады), прошло 30 лет. Через неполных четыре недели была зарегистрирована пинская городская организация.

90-е годы прошлого столетия многие считают годами криминального разгула. Криминал был, но не такой и страшный, чтобы стать нарицательным для того времени. Люди надеялись на демократизацию страны, улучшение жизни. Еще существовал СССР, но было понятно, что скоро Беларусь, как и другие республики станет независимым государством. Поднималось демократическое движение за независимость.

На выборах 1990 года в Пинский городской Совет было выбрано более 30 депутатов с демократическими взглядами. Всего в совете было 106 депутатов. Демократы создали оппозиционный «Демократический блок». Меня, Виктора Ярошука, друзья депутаты выбрали сначала сопредседателем, а потом и председателем оппозиции.

Никогда не думал, что вступлю в какую-нибудь партию. Вот только судьба решила иначе. В феврале 1991 года из Минска пришло письмо с приглашением принять участие в учредительном съезде белорусской социал-демократической партии (Грамада). Решил поехать и посмотреть, кто приедет, что собираются создавать. Вместе со мной поехали депутат горсовета Александа Авсеенко и активист Петр Качановский.

Съезд проходил в минском Доме литератора. Собрались известные и уважаемые люди. Много докторов и кандидатов наук, депутаты Верховного Совета и местных советов, лауреаты разных премий в области литературы и художники, известные экономисты и юристы. Познакомившись с такими людьми, принял предложение написать заявление на вступление в партию и подписать документы для регистрации БСДГ в Министерстве юстиции. Петр Качановский вступил в партию через несколько месяцев, а Авсеенко стал членом партии БНФ.

На съезде первым председателем партии был избран доктор исторических наук Михаил Ткачев. Были избраны Исполком и Центральная рада партии. Неожиданно для меня, я был избран в эти руководящие органы.

Знакомство и работа с известными людьми Беларуси было для меня большой школой. С огромным уважением вспоминаю поэтов Анатолия Вертинского и Сергея Законникова, доктора экономических наук Николая Кулаженко, историков Анатолия Сидоревича и Михаила Чернявского… Благодаря старшим товарищам начал учить белорусский язык и историю нашей страны.

Вернувшись со съезда в Пинск, занялся созданием партии в нашем городе. Уже 27 марта Пинскую городскую организацию БСДГ зарегистрировали в горисполкоме. Первыми членами партии стали – Георгий Андреев, Леонид Качук, Михаил Побережный, Николай Хотаб и Виктор Ярошук. В начале лета в БСДГ вступили Петр Качановский и Валентин Тищенко. В середине 90-х годов в пинской организации было 43 человека.

С особым волнением вспоминаю людей, которые прошли через ужасы сталинских лагерей. Вступая в партию, они говорили, что хотят в конце жизни стать членами партии, которая борется за благополучие людей.

Владимир Боровиков учился в институте в Ташкенте. За участие в историческом студенческом кружке был осужден на 10 лет лагерей. Началась война, вместо лагеря поехал на фронт. Воевал. После Победы вернулся в институт. Перед государственными экзаменами был задержан и отправлен отбывать срок. После освобождения, подготовился, поехал и сдал экзамены, получил диплом. В начале 60-х годов Владимир Владимирович сумел попасть на прием к министру культуры СССР Фурцевой и уговорил члена Политбюро ЦК КПСС, чтобы для открывающейся пинской картинной галереи дали картины из запасников Третьяковской галереи. Так в Пинске появились картины Айвазовского, Васнецова и других известных художников.

Константин Неведомский попал в лагерь за замечание, сделанное лейтенанту НКВД. Отбывал срок под Воркутой. Во время войны в лагерях начали набирать поляков в армию генерала Андерса. Константин Фадеевич назвался поляком и поехал воевать. Был награжден Крестом за Монте-Касино. После войны до начала 60-х годов жил в Англии. Был знаком с Керенским. Потом душа позвала, и он вернулся на родину в Пинск.

Константин Романович отсидел 10 лет за участие в Союзе Белорусской молодежи. После освобождения смог поступить в институт. Получил высшее образование.

Николай Лагодич в 60-е годы был осужден за антисоветскую деятельность и провел три года в мордовских лагерях для политических. Судили его за то, что написал письмо в газету, в котором обратил внимание на несоответствие законов и указов Конституции СССР и Декларации прав человека. Находясь в лагере Николай Васильевич научился хорошо рисовать. Партии он подарил портреты Кастуся Калиновского и Кастуся Астрожского.

К сожалению, не хватит места, чтобы вспомнить всех товарищей по партии. Многих, как не печально, уже нет рядом с нами.

В разные годы председателями городской организации партии были Василий Зенько, Сергей Костюкович, Григорий Бурван, Гари Журавлев.

В 90-е годы партия в Пинске была активной. Проводили Чернобыльские шляхи в память о жертвах катастрофы на Чернобыльской АЭС. Начали первыми в Пинске спускать на воду венки с зажженными свечами. Постоянно возлагали венки к Вечному огню, в память о погибших при освобождении города от фашистских захватчиков. Проводили концерты 27 июля в день принятия Декларации о Независимости Беларуси. Провели много митингов и пикетов по разным аспектам жизни. Выходили убирать заброшенные могилы на кладбищах по улице Спокойной. Через депутатов членов партии поднимали вопросы и готовили решения Пинского городского Совета депутатов. Работали с людьми.

Невозможно не вспомнить и события августа 1991 года. Власть в стране захватил ГКЧП. Первый их указ был о привлечении к уголовной ответственности всех, кто их не признаёт. В дни путча Пинский городской Совет на внеочередном заседании принял заявление о непризнании ГКЧП. Пинчане были единственным во всем СССР советом, который не побоялся выступить против. В этом большая заслуга оппозиционных депутатов, в том числе и членов БСДГ. За день до сессии в газете «Пинский вестник» было напечатано обращение пинских депутатов от оппозиции, в которой ГКЧП было назван хунтой и предлагалось пинчанам не признавать его.

Время летит. История партии будет продолжаться. Пришли новые люди с новыми идеями. Время не простое, но надо быть оптимистами.


Все регионы

Так горела Зима в Пинске
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: drive2.ru
фото: Пинский телеграм
Деревня
Фото УВД

В стране и мире

Фото: пресс-служба Верховного суда
Фото с сайта yaselda.by
Снимок носит иллюстративный характер / Фото: Пинский райисполком
Margarita Razaz / Facebook)

Полешуки

Очень вкусно

В фокусе - Полесье

Для тебя